Игорь Бутман: Под словом «джаз» не должна скрываться халтура

Площадка «Аристократ» фестиваля «Усадьба Jazz», на которой саксофонист Игорь Бутман выступит с квартетом в ближайшее воскресенье, как нельзя лучше подходит его статусу. Дело даже не в звании народного артиста РФ, а в чистых заслугах. Записывался с «Аквариумом», его, кстати, тоже можно будет увидеть на «Усадьбе», играл с Чиком Кориа, Дэйвом Брубеком и еще тьмой орденоносных джазменов, делает собственные фестивали и прикладывает усилия к тому, чтобы хороший джаз действительно шел в народ. ИГОРЬ БУТМАН в интервью корреспонденту РБК daily МАКСУ ХАГЕНУ называет массу новых имен, рассказывает о специфике издания джазовых альбомов и голосует за качество.
Площадка «Аристократ» фестиваля «Усадьба Jazz», на которой саксофонист Игорь Бутман выступит с квартетом в ближайшее воскресенье, как нельзя лучше подходит его статусу. Дело даже не в звании народного артиста РФ, а в чистых заслугах. Записывался с «Аквариумом», его, кстати, тоже можно будет увидеть на «Усадьбе», играл с Чиком Кориа, Дэйвом Брубеком и еще тьмой орденоносных джазменов, делает собственные фестивали и прикладывает усилия к тому, чтобы хороший джаз действительно шел в народ. ИГОРЬ БУТМАН в интервью корреспонденту РБК daily МАКСУ ХАГЕНУ называет массу новых имен, рассказывает о специфике издания джазовых альбомов и голосует за качество.

Площадка «Аристократ» фестиваля «Усадьба Jazz», на которой саксофонист Игорь Бутман выступит с квартетом в ближайшее воскресенье, как нельзя лучше подходит
— В одном издании мне попалось выражение: «В давно застоявшихся водах российского джаза…» Это красивый оборот или на самом деле?

— В российском-то? С чего им застаиваться? Это болтовня людей, которые не понимают ни в джазе, ни в том, что происходит и в России, и в мире. Как можно говорить, что все остановилось и стало болотом? Конечно, наверное, не происходит революций, какие были во времена Чарли Паркера и Джона Колтрейна, но, поскольку мы видим только конкретный промежуток времени, все еще предстоит осмыслить.

— Когда-то вы были включены журналом «Афиша» в список музыкантов, определяющих состояние музыки в стране. Вы свое влияние как-то видите на самом деле?

— Понимаете, с одной стороны, я вижу, что с джазом происходит много положительного. Фестивали вроде «Усадьбы Jazz» или «Триумфа джаза», появилось даже шоу «Большой джаз» на телевидении. Не могу сказать, что я от этого шоу в восторге, но хоть как-то. Не знаю, благодаря моей известности или известности моих коллег — я ведь не один — много сделано для того, чтобы джаз у нас развивался. Сам я приглашаю музыкантов на концерты и фестивали, у меня два джаз-клуба. Конечно, что-то я сделал, но речь должна идти не только обо мне.

— Как думаете, что работает более плодотворно — ваш фестиваль «Триумф джаза», достаточно традиционный, или «Усадьба Jazz» с ее более размытой программой?

— Думаю, оба пути приемлемы. Все происходит в едином процессе. Это и хорошо, что направленность разная — бороться за чистоту джаза бессмысленно. На моем «Триумфе» и джаз-роковые музыканты появляются, и фьюжн, Ли Ритенур выступал недавно. Кто-то еще делает авангардные фестивали. Если это талантливо, то обязательно должно быть. Как раз на «Усадьбе» все делается хорошо и правильно. Это не только я говорю, но и музыканты, и поклонники джаза. Если фестиваль десять лет уже существует — стало быть, все в порядке. И мы, являясь конкурентами в здоровом смысле, друг у друга учимся и поддерживаем друг друга. Эта конкуренция нам ведь не мешает оставаться при наших остальных регалиях и заслугах. Отличные события «Джаз в саду „Эрмитаж“ и „Российские звезды мирового джаза“ Анатолия Кролла. Главное, чтобы работа устроителей фестиваля, чтобы каждое выступление были на высочайшем уровне. Чтобы человек, который придет и услышит, обязательно запомнил музыку и постепенно начал становиться ее поклонником. Нельзя, чтобы под прикрытием слова „джаз“ скрывалась халтура или сиюминутная ерунда. Поэтому я иногда ругаюсь с музыкантами или организаторами — плохих концертов здесь быть просто не должно.

— Можно ли говорить, что джаз для широкого слушателя так и остается своего рода законсервированным? Тот же «Большой джаз» на канале «Культура» имеет отношение к самой популярной разновидности стиля.

— Я могу сказать, что эту передачу не смотрит ни один человек из тех, которые серьезно интересуются джазом, хотя по идее должны бы. И это ужасная ситуация. Мы, музыканты, за двадцать лет добились, чтобы возник интерес, причем еще и на телеканале. А все это взяли и… Как футболисты будут решать, что показать в шоу о бадминтоне — потому что у них есть возможность. И без специалистов, без людей делают эту передачу. Не открыли ни одного имени. Дмитрий Мосьпан — тот же, кто там лидирует и, скорее всего, выиграет, — это музыкант, который с четырнадцати лет работал в оркестре Олега Лундстрема. А ему сейчас тридцать! Он уже весь мир объездил, в этой программе там по масштабу дарования рядом с ним никто не стоит. В России есть музыканты, которых можно было позвать, устроить более интересный конкурс. А там контрабасист на сцене дожидается, пока допоет певица, пока доиграет оркестр — и вступает. Да это вообще бред. Люди даже не понимают, что творят. И как можно ориентироваться на вкус человека, может, и умного даже, который решил, что если он эту песню в джазе знает, то, значит, она популярна. Так это если я знаю формулу H₂O, то я уже химик и знаю, как углеводород произвести?

— Как сегодня идут дела у лейбла Butman Music? Вы за него взялись ради независимости или возникали проблемы с проталкиванием своей музыки на другие лейблы?

— Я работал с Universal и Sony, но их подразделения в России не имеют никакого влияния на мировую сцену. Я встречался в Нью-Йорке с представителями этих лейблов. Но даже при успехе вышедшей на мейджоре пластинки «Веселые истории», а она вышла и продалась хорошим тиражом, 35 тыс. копий, они ничего не собирались делать, не хотели или не могли. А отдавать на лейблы проект, который ты уже сделал своими кровью и потом, и рассчитывать на их медийный ресурс бессмысленно. Это значит тратить деньги и отдавать все в пустоту. Даже те 35 тыс. экземпляров, продавшихся по миру, для них был не результат. А я потерял смысл общаться по таким вопросам. Как и многие другие артисты, я открыл свой лейбл и продвигаю себя и артистов которые мне нравятся, с которыми у нас партнерские отношения — практически не деловые. Все довольны. Недавно выпустили диск Дмитрия Мосьпана — как раз квинтет, очень серьезный оригинальный джаз, с замесом, как говорится. Готовится пластинка Николая Левинов­ского с его музыкой и моим оркестром: на гитаре играет Майк Стерн, на барабанах — Дэйв Уэккел, на трубе — Рэнди Бреккер, на саксофоне — Билл Эванс — там все мощно. При этом я сам себе хозяин и моих средств и ресурсов хватает, чтобы выпускать то, что мне нравится.

— Мы сейчас живем в 2013-м. Но вот как пример вначале вы привели все того же Колтрейна. Кажется, что лучшие времена джаза так и остались где-то позади. В рок— и поп-музыке все время возникают новые имена, новые технологии подталкивают новые стили — а что с джазом?

— Допустим, если я играю концерт для моряков, то обязательно исполню импровизацию «У самого синего моря», чтобы зацепить зрителей, чтобы они услышали что-то знакомое. Вот, например, если я назову саксофониста Рудреша Махантхаппа — для вас это имя что-то будет означать? К тому же, говоря о Колтрейне, я имею в виду революцию в джазе, но никак не заявляю, что он единственный. Есть замечательный саксофонист Крис Поттер или пианист Джейсон Моран, но если я буду говорить только о них, то понимания не получится. Молодежь растет хорошая. Все эти тенденции надо только немного направить, дать этим ребятам в руки хорошие инструменты, помочь организоваться в ансамбли. Они знают музыку, историю, пластинки, абсолютно открыты миру, много где побывали, поиграли с коллегами из-за рубежа и совершенно незакомплексованны. Трубач Саша Сахаров, саксофонист Илья Морозов, гениальный пианист Олег Аккуратов, русско-доминиканская певица Фантине — это великолепные люди. И к нам приезжает Кейт Дэвис, например, контрабасистка и певица, причем такая настоящая. Много, много новых имен и музыкантов.

Источник: rbcdaily.ru

Добавить комментарий