Путь к успеху: музыкальные уроки олимпийского лета

Путь к успеху: музыкальные уроки олимпийского лета
Сергей ЗакинРусская служба Би-би-си

Это олимпийское лето стало для Британии летом открытий. Британцы с чувством приятного удивления обнаружили, что они становятся не только быстрее, выше и сильнее, но еще и патриотичнее. А объясняется этот новый патриотизм во многом тем, что они убедились в правдивости одного из девизов организаторов лондонских Игр — «участником Олимпиады может быть каждый».

Причем, что еще более удивительно, относится это не только к спорту, но и к культуре.

Сергей ЗакинРусская служба Би-би-си

Это олимпийское лето стало для Британии летом открытий. Британцы с чувством приятного удивления обнаружили, что они становятся не только быстрее, выше и сильнее, но еще и патриотичнее. А объясняется этот новый патриотизм во многом тем, что они убедились в правдивости одного из девизов организаторов лондонских Игр — «участником Олимпиады может быть каждый».

Причем, что еще более удивительно, относится это не только к спорту, но и к культуре.

Путь к успеху: музыкальные уроки олимпийского лета

Одновременно с Олимпийскими и Паралимпийскими играми в Лондоне проходила Культурная олимпиада. Ее музыкальным финалом стал завершающий концерт Proms — серии так называемых «променадных» концертов, которые уже много десятилетий проходят в Королевском Альберт-холле рядом с Гайд-парком.

«Стало легче быть патриотом»

В ходе трансляции концерта ведущие Би-би-си обращались к разным известным персонажам, присутствовавшим в зале, и просили их прокомментировать происходящее.

Журналистка леволиберальных взглядов Джанет Стрит-Портер сказала, что ей так нравится последний концерт Proms, потому что на нем можно открыто проявлять патриотизм. «И вообще, этим летом стало легче быть патриотом», — добавила она.

Программа завершающего променадного концерта по традиции состоит из патриотических произведений и в этом отношении напоминает церемонию открытия лондонской Олимпиады. Она неизменно включает «Торжественный и церемониальный марш» Элгара и неофициальный британский гимн — «Иерусалим» Губерта Пэрри. После этого звучит «Боже, храни королеву», и на прощание — Auld Lang Syne на стихи Роберта Бернса.

Во время исполнения двух последних номеров публика встает и подпевает, размахивая британскими флажками. Все проходит очень дружелюбно, возвышенно и даже трогательно.

Открытие открытости

Но променадные концерты известны в первую очередь не патриотизмом, а демократизмом. Их первый музыкальный руководитель, дирижер Генри Вуд настаивал не только на доступной цене билетов, но и на доступном репертуаре, смешивая в рамках одного концерта классические и современные произведения и приглашая вместе с известными мэтрами и молодых исполнителей.

Идея Генри Вуда заключалась в том, чтобы сделать классическую музыку более открытой.

Похожее движение — от эксклюзивности к открытости — можно было наблюдать и на Глайндборнском оперном фестивале, который является одним из главных событий английского музыкального лета.

И это при том, что посещение оперы в Глайндборне — поместье семейства Кристи в Восточном Сассексе к югу от Лондона — давно стало частью летнего английского аристократического «Сезона». Приезжать на оперу в Глайндборн полагается во фраках и вечерних платьях, а все постановки включают полуторачасовой антракт, во время которого на лужайках поместья происходит пикник.

«Уединенным райским местечком» назвала это солистка Большого театра Екатерина Щербаченко, которая этим летом впервые выступила в Глайндборне в роли Мими в «Богеме».

Молодая «старая-добрая Англия»

«Как старая-добрая Англия — по книжкам — то же самое и в Глайндборне», — говорит другая певица из Москвы, Виктория Яровая, исполнившая Тисбу в «Золушке» Россини.

Однако, как показало это олимпийское лето, старая-добрая Англия не стоит на месте.

Для Яровой это — уже второй Глайндборн, и она замечает, что «есть какие-то изменения: в этом году они поставили на молодых дирижеров».

Даже в программке Глайндборнского фестиваля этого года особо подчеркивалось, что дирижировавшему «Золушкой» Джеймсу Гаффигану и дирижеру «Богемы» украинцу Кириллу Карабицу нет и 35, а дирижеру «Женитьбы Фигаро» Робину Тиччати «еще нет и 30»!

И именно самый молодой из этой троицы, британец Тиччати, в 2014 году станет музыкальным руководителем Глайндборнского фестиваля вместо Владимира Юровского.

Юровский, который занят этот пост в 2001 году в столь же юном возрасте, видит роль Глайндборна в музыкальном мире как «просветителя и определителя художественных мод».

«Глайндборн — это уникальное явление во всех смыслах, — говорит Юровский. — Глайндборн явился на свет волею одного-единственного человека и из прихоти образованного богача стал национальным достоянием».

Рискованная смесь

Для того чтобы оставаться национальным достоянием, необходимо идти на риски. Художественный администратор Глайндборна Стивен Нейлор, почти повторяя мотто основателя променад-концертов Генри Вуда, подчеркивает, что его задача заключается в том, чтобы «смешивать подающих надежды молодых исполнителей и опытных профессионалов».

Для молодых музыкантов привлекательность Глайндборна очевидна. Это — путь к выступлению в лучших театрах мира.

«Вообще, мне нравится, что они здесь очень хорошо относятся к молодежи и приглашают молодых артистов и молодых дирижеров и режиссеров», — замечает Виктория Яровая и добавляет, что «по-своему, они рискуют, приглашая молодежь».

За почти 80 лет своего существования Глайндборнский фестиваль остался полностью коммерчески независимым. Поэтому, рассказывает Юровский, для фестиваля «жизненно важным моментом является успешность продажи билетов».

Но еще более жизненно важным моментом для Глайндборна является сохранение живого творческого процесса. И для этого они идут на риски, омолаживая репертуар и состав участников.

Глайндборн — это открытый, а не закрытый праздник, и многие глайндборнские постановки отличает атмосфера легкости и праздничности.

Как стать сэром

Праздник, открытый для участия, — так можно сказать и про только что закончившееся английское олимпийское лето.

Кстати, обсуждая своих олимпийских чемпионов, британские комментаторы обращали внимание на то, что процент выпускников частных школ среди них становится все меньше.

Для того чтобы преуспеть в гребле или велосипедном спорте, теперь необязательно пройти Итон и Оксфорд, хотя самый успешный британский олимпиец, Крис Хой, завершивший карьеру двумя золотыми медалями Лондона-2012, заканчивал частную школу в Эдинбурге.

Теперь Крис Хой еще и сэр, потому что в 2009 году он был пожалован королевой в рыцари за служение спорту. За служение музыке стал сэром и выходец из бедной семьи дирижер Генри Вуд.

Путь к успеху становится в Британии более открытым, и в этом, возможно, и заключается один из главных уроков минувшего английского лета. Что касается формы признания этого успеха, то она остается в высшей степени традиционной. «Как старая-добрая Англия — по книжкам».

Хотя, конечно, и по поводу наградного листа королевы уже давно идут ожесточенные дебаты…

Источник: bbc.co.uk

Добавить комментарий