Бишкек открыл «невидимый фронт»

Бишкек открыл «невидимый фронт»
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Поиск черной кошки

Похоже, официальный Бишкек всерьез решил сделать так, чтобы между Россией и Киргизией непременно пробежала черная кошка. Сейчас здесь ее активно начали искать в той самой черной комнате. В самом закрытом ведомстве — госбезопасности. Ведь на то он и невидимый фронт, чтобы разоблачения воспринимались исключительно на слух. Или слухи.

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Поиск черной кошки

Похоже, официальный Бишкек всерьез решил сделать так, чтобы между Россией и Киргизией непременно пробежала черная кошка. Сейчас здесь ее активно начали искать в той самой черной комнате. В самом закрытом ведомстве — госбезопасности. Ведь на то он и невидимый фронт, чтобы разоблачения воспринимались исключительно на слух. Или слухи.

Бишкек открыл «невидимый фронт»

Первым запустил их в публичный оборот президент Атамбаев. Наговорив Москве много личного после первой рабочей поездки туда, он в числе прочего обвинил российские и казахстанские спецслужбы в «финансировании определенных сил» в кругах киргизской оппозиции с целью «обострить ситуацию в Киргизии».

Это было скандально, в духе заявлений о закрытии военной базы ОДКБ в Канте. И нелогично, учитывая, что именно Россия поддерживала Атамбаева на президентских выборах.

Тем не менее потянуло шпионским скандалом. Хотя, как говорят местные эксперты, Атамбаев лишь рассекретил его. На самом деле, еще до его откровений в декабре в силовых структурах Киргизии началась плановая зачистка от «чужеродного» элемента. И затеял ее протеже президента председатель Комитета национальной безопасности (КНБ) Шамиль Атаханов. Критерии «чужеродности», понятно, не разглашались, но на улице оказались не только этнические русские и казахи, но и киргизы, заподозренные в нелояльности.

А в начале марта, как раз после как бы разоблачительной риторики Атамбаева, экспертное сообщество Бишкека с удивлением прознало о том, что несколько десятков офицеров технических служб КНБ были заменены сотрудниками грузинской контрразведки, прошедшими подготовку в США. И что главными объектами их прослушки стали военные и дипломатические объекты России и Казахстана, расположенные на территории республики.

Все это, конечно, тоже не подтвержденная информация, но в этом смысле она не сильно отличается от сентенций Атамбаева. Тем более если в них и был какой-то резон, в качестве обоснования трудоустройства новых людей он вполне подходит. Хотя, конечно, науськанные американцами грузины — это уже явный перебор.

Вместе с тем накануне один из правящих депутатов Жогорку Кенеша, некто Шайназаров, на пленарном заседании предупредил о том, что в ближайшее время в силовых структурах «отдельные сотрудники будут арестованы». В первую очередь, по его словам, речь идет о тайных агентах России и Казахстана, внедренных в разведку Киргизии.

Он потом, правда, попытался уточнить. Сказал, что речь идет о сотрудниках, которые, кроме киргизского, имеют еще и российское или казахстанское гражданство, что для спецслужб непозволительно по закону. Однако понятно, что в данном случае стоит говорить не о формальной мотивации, а о тренде. Бишкек откровенно нарывается на скандал.

На самом деле, России едва ли нужны были здесь тайные агенты, если явным агентом влияния обещал Москве стать сам Атамбаев. Он, правда, и сейчас говорит о том, что не мыслит свою страну вне Единого экономического пространства. Но шпионские игры уже указывают на то, что только говорит.

Атамбаев неоригинален. Шпионские фобии в той или иной степени навязывали своим странам все неуравновешенные постсоветские режимы. Особенно, кстати, преуспел в этом Саакашвили. Поэтому-то упоминание его людей в киргизском контексте не кажется случайным. У них на самом деле есть чему поучиться. Если, конечно, Атамбаев хочет брать именно такие уроки.

Считается, что тайный интерес, тем более разоблаченный, придает значительность даже незначительному государству и внушает веру в силу его спецслужб. И то, и другое Атамбаеву сейчас крайне необходимо. И Киргизия при нем едва ли стала солидней, и желающих сменить его в этой стране опять предостаточно. Но, чтобы увидеть это, совсем не нужен невидимый фронт.

Тему продолжит эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов.

Шейнкман: Как вы считаете, зачем Бишкеку понадобились эти шпионские игры? И стоят ли за ними какие-то реальные факты?

Куртов: То, что эта кампания развернута в настоящее время, назвать случайностью нельзя. Как известно, отношения между Киргизией и Россией достаточно сложные.

Киргизия добивается во что бы то ни стало льготного получения от России кредитов и льготного, без выполнения необходимых требований, вступления в Таможенный союз, причем в максимально короткие сроки. А Россия настаивает на выполнении ряда требований, прежде чем будет выделен кредит и состоится вступление в Таможенный союз.

И, наверное, кто-то из киргизских политиков решил, что развязыванием такой шпиономании можно надавить на Москву, чтобы она пошла на попятную.

Шейнкман: Относите ли вы к числу таких политиков самого президента? Ведь публично именно он начал эту кампанию.

Куртов: От Атамбаева, по сути, не было, насколько я знаю, заявлений о каких-то пойманных шпионах России либо шпионах Казахстана. Были некие интервью Атамбаева российским и киргизским СМИ. На мой взгляд, в этих двух интервью действительно содержались достаточно недружественные, назовем так, высказывания в адрес политики Москвы.

Зададимся вопросом: на кого они были рассчитаны? С моей точки зрения они были рассчитаны на внутреннего, киргизского потребителя. Именно поэтому Атамбаев рассуждал о том, что киргизы когда-то владели территорией от Алтая до Каспия. Понятно, что такого рода высказывания главы государства не могут не вызвать ничего, кроме улыбки. Но киргизскому национальному самолюбию подобные высказывания, естественно, льстят.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий