Театральное «Счастье»

Театральное «Счастье»
Официально театральный фестиваль «Золотая маска» начинается 27 марта, однако первые конкурсные показы уже состоялись. И хотя понятно, что самое важное будет происходить в первой половине апреля, а точнее даже 16 числа — именно тогда на обновленной исторической сцене Большого театра объявят лауреатов, много интересного столичные зрители уже смогли увидеть.

Официально театральный фестиваль «Золотая маска» начинается 27 марта, однако первые конкурсные показы уже состоялись. И хотя понятно, что самое важное будет происходить в первой половине апреля, а точнее даже 16 числа — именно тогда на обновленной исторической сцене Большого театра объявят лауреатов, много интересного столичные зрители уже смогли увидеть.

Театральное «Счастье»

В этом году в четвертый раз основный фестиваль сопровождала внеконкурсная программа «Маска Плюс», где особое внимание было уделено проекту «Новая Пьеса», организованному совестно с «Театром.Doc». Сама же программа удивила насыщенностью и разбросом участников — в Москву приезжали спектакли из стран СНГ и Балтии, из многих регионов России. Москву, например, посетил режиссер Борис Павлович, который уже более пяти лет возглавляет «Театр на Спасской» в Кирове. И хотя начинал он в Санкт-Петербурге, Павлович решил променять «столицу» на Кировскую область и, судя по спектаклю «Я (не) уеду из Кирова», бросать город пока не собирается.

23 марта, например, на сцене РАМТ вне конкурса выступит ереванский театр «Гой», который представит спектакль «Мед» по притче Тонино Гуэрры. И, к сожалению, этот вечер будет печальным — 21 марта пришла новость о смерти Гуэрры, легендарного итальянского сценариста, поэта и писателя, работавшего с крупнейшими режиссерами прошлого века — от Феллини до Тарковского.

21 числа произойдет, пожалуй, самое важное и ожидаемое событие, лежащее вне основного конкурса — в Театре имени Моссовета покажут «Москва-Петушки» авангардного и провоцирующего украинского режиссера Андрея Жолдака, в последние годы обратившегося к классике. И хотя режиссер признался, что ждет от московского зрителя «вдумчивого внимания» к его спектаклю, он также подчеркнул, что оригинального произведения Ерофеева публика там не увидит. Главного героя у Жолдака сыграет Владас Багдонас, один из самых известных современных литовских актеров, в репертуаре которого немало классики — от Шекспира до Гёте.

Фрагмент оперы «Мертвые души». Фото Серегя Петрова для «Ленты.ру». Открыть фотогалерею»За \’Золотой маской\'» Традиционно фестиваль «Золотая маска» предваряют гастроли Мариинского театра, но в этом году организаторы привозят еще и Михайловский — балеты Начо Дуато и оперу «Богема», поставленную Арно Бернаром. Опера, как и одноактные балеты испанского хореографа, претендуют на «Золотую маску», каждый в своих номинациях. Мариинский же театр, собственно, открывший марафон этого года, представил в Большом театре одну из главных премьер прошлого сезона — оперу Родиона Щедрина «Мертвые души», поставленную Василием Бархатовым. Шансы на победу у «Мертвых душ», участвующих в основном конкурсе, велики. Наверняка она что-то и получит, поскольку является одним из лидеров по числу номинаций — всего их восемь. Опера претендует на награды за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль, лучшую женскую роль, свет, работу художника и так далее.

Что касается основных номинаций — драмы большой и малой формы, а также лучшей режиссерской работы, то можно сказать, что здесь каких-либо значительных сюрпризов список финалистов не преподнес. В шорт-листе «Золотой маски» действительно оказалось лучшее, что было поставлено за сезон — Москва же и Петербург по привычке делят первые места по числу номинаций. Интрига же, в частности, заключается в том, сколько наград уйдут в регионы: Пермь (Сергей Федотов; «Безрукий из Спокэна»), Екатеринбург (Григорий Дитятковский; «Без вины виноватые»), Барнаул (Роман Феодори; «Мамаша Кураж и ее дети») или, например, Омск (Анджей Бубень; «Август. Графство Осэйдж»). В номинациях «опера» и «балет», кроме того, присутствуют Казань (опера «Лючия ди Ламмермур»), Новосибирск (Кармен) и Астрахань (опера «Мадам Баттерфляй»).

Тем не менее самый интригующий вопрос — это все-таки лучшая режиссерская работа в драме, и прежде всего потому, что состав финалистов, имеющих одновременно как поклонников, так и ярых критиков, получился действительно сильным и звездным. В этой номинации представлены режиссеры разных школ, направлений и возрастов, часть из которых можно уже отнести к классикам, например, «сумрачного литовского гения» Эймунтаса Някрошюса. На «Маску» номинирован его спектакль «Калигула», идущий на сцене Театра Наций. В финалистах среди прочих также есть Лев Додин, Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Миндаугас Карбаускис, Андрей Могучий и Сергей Женовач.

Фрагмент спектакля «Отморозки» Кирилла Серебренникова. Фото с сайта winzavod.ru Серебренников показывает на сцене «Винзавода» своих «Отморозков», поставленных по произведениям Захара Прилепина — жесткий спектакль о «героях своего времени». Карбаускис, нынешний худрук театра Маяковского, взялся за эпических «Будденброков» Томаса Манна и поставил их достаточно энергично и живо. Могучий привез из Петербурга «Счастье», один из самых ярких спектаклей конкурсной программы по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица» — «детский» спектакль о взрослении, который нужно смотреть и взрослым. Виктор Рыжаков и его «Пять вечеров» по пьесе Володина в театре Фоменко — это еще один «тонкий» подарок зрителю в главной роли с Полиной Агуреевой, также номинированной на «Маску» за роль Тамары.

В день официального открытия фестиваля на сцене «Сатирикона» публика увидит спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», ставший по сути бенефисом артиста, созданным при участии Валерия Фокина по «Запискам из подполья». В этой постановке Райкин таков какой он и есть — энергетически мощный, где-то демонический, где-то безумный.

Безусловно, главная цель любого конкурса и фестиваля — назвать победителей и определить будущие ориентиры для зрителя, однако все действо, предшествующее торжественной церемонии, не менее захватывающе и важно. 18-й фестиваль показал огромную программу, в которой (хоть и можно было запутаться) современный театр предстал во всем своем разнообразии, угодив при этом и заядлому театралу и зрителю не очень искушенному. А пока известно лишь об одном лауреате — 16 апреля на сцене ГАБТ лучшим зарубежным спектаклем назовут » (А) поллонию» польского режиссера Кшиштофа Варликовского.

Источник: lenta.ru

Добавить комментарий