Жемчужины, реформы и конкурсы Лондонского кинофестиваля

Жемчужины, реформы и конкурсы Лондонского кинофестиваля
Александр Канbbcrussian.com

«Feel It» — «Прочувствуй!» — такой короткий призыв-девиз вынесен на обложку буклета открывшегося в среду 56-го Лондонского кинофестиваля (ЛКФ).

Эмоции и чувства в противовес холодному мастерству и коммерческому расчету — именно такое решение извечной дилеммы искусства предлагает в качестве своего кредо фестиваль.

И именно с такой позиции выбран и фильм открытия — европейская премьера новой работы Тима Бертона «Франкенвинни».

Александр Канbbcrussian.com

«Feel It» — «Прочувствуй!» — такой короткий призыв-девиз вынесен на обложку буклета открывшегося в среду 56-го Лондонского кинофестиваля (ЛКФ).

Эмоции и чувства в противовес холодному мастерству и коммерческому расчету — именно такое решение извечной дилеммы искусства предлагает в качестве своего кредо фестиваль.

И именно с такой позиции выбран и фильм открытия — европейская премьера новой работы Тима Бертона «Франкенвинни».

Жемчужины, реформы и конкурсы Лондонского кинофестиваля

Черно-белый кукольный мультик-ужастик — не тот жанр, которым обычно открывает свои показы серьезный кинофестиваль.

Однако фильм американского мэтра, несмотря на свою кажущуюся несерьезность, полностью погружен в богатый и разнообразный мир кинообразов.

Это римейк сделанной Бертоном еще в 1984 году собственной короткометражки под таким же названием, которая в свою очередь была пародией — и одновременно признанием в любви — к классической, 1931 года, экранизации великого романа Мэри Шелли «Франкенштейн».

Наперекор традициям

ЛКФ по традиции всегда открывался британским фильмом. «Франкенвинни» эту традицию ломает: он сделан на голливудской студии Disney, хотя сам Тим Бертон с Лондоном давно сроднился — много лет он уже живет здесь вместе со своей женой, британской актрисой Хелен Бонэм-Картер.

Зато еще одна, не менее почетная роль — фильм закрытия — отдана уже чисто британской ленте.

Та же Хелен Бонэм-Картер и Рэйф Файнс сыграли главные роли в сделанной Майком Невеллом («Четыре свадьбы и похороны», «Гарри Поттер и Кубок огня») новой экранизации классического романа Чарльза Диккенса «Большие ожидания».

Эта лента по замыслу организаторов фестиваля завершит не только его обширную программу, но и весь год празднования 200-летия великого английского писателя.

Реформы и директоры

Кстати, об организаторах. Фестиваль в этом году сменил художественного директора.

Такая смена в фестивальном мире всегда воспринимается с опаской и настороженностью — тем более, что ушедшая Сандра Хеброн завоевала и в Британии, и в мире прочную репутацию вдумчивого, умного, прекрасно знающего и очень любящего кино человека.

Ее преемница Клэр Стюарт начала с реформ: от старой привычной структуры фестиваля остались лишь два, относительно маргинальных потока — «Сокровища архивов» и «Эксперимента».

Остальное — весь кинематографический мейнстрим — вместо прежнего географического принципа поделен теперь на коротко и емко (пусть и не всегда точно) обозначенные жанровые рамки: «Любовь», «Дебаты», «Дерзость», «Культ», «Триллер», «Смех», «Путешествия», «Музыка» и «Семья».

Жемчужины фестиваля

В каждом разделе есть своя жемчужина. В «Любви» — лауреат Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля этого года фильм Михаэля Ханеке, который так и называется «Любовь».

В «Дебатах» — новая лента известного философа-провокатора Славоя Жижека «Гид извращенца по идеологиям» — сиквел к нашумевшему несколько лет назад фильму Жижека «Киногид извращенца».

В «Дерзости» — жесткий фильм живущей в США индийского режиссера Миры Наир («Кама Сутра», «Свадьба в сезон дождей») «Фундаменталист поневоле».

Герой фильма — преуспевающий нью-йоркский брокер после событий 11 сентября 2001 года из-за своего пакистанского происхождения становится объектом преследования и неусыпного контроля ФБР и постепенно все больше и больше вспоминает о своей мусульманской вере и о братьях по исламу.

Дебюты и премьеры

Среди самых заметных премьер — приуроченный к 50-летию Rolling Stones новый документальный фильм «Перекрестный ураган».

Двухчасовая лента охватит всю полувековую историю великой группы, а на премьеру в лондонский «Одеон» в четверг 18 октября придут Мик Джаггер, Кит Ричардс, Чарли Уоттс и Ронни Вуд.

С нетерпением ожидается и режиссерский дебют Дастина Хоффмана «Квартет».

Для его героев — обитателей дома вышедших на пенсию старых актеров — знаменитый американский актер выбрал своих не менее известных британских коллег: Мэгги Смит, Билли Коннели, Майкла Гэмбона.

Большой интерес вызывает и дебют Брендона Кроненберга — «Антивирусный». Молодой режиссер, судя по всему, достойный продолжатель дела своего отца — Дэвида Кроненберга.

Расширенная программа

Еще одна существенная реформа нового директора — значительное расширение конкурсной программы.

Традиционно ЛКФ был всегда «фестивалем фестивалей», то есть просто показом лучшего, что есть в мировом кино.

А так как происходит он в конце года, то и имеет возможность собрать к себе всех призеров громких и престижных Канн, Венеции, Берлина и Торонто.

Конкурс стал ощущаться в Лондоне еще при Сандре Хеброн — достаточно вспомнить, что два года назад картина россиянина Алексея Попогребского была удостоена приза за лучший фильм фестиваля.

В этом году в борьбу за главный приз вступают 12 картин, среди которых и яркие и сильные работы признанных мастеров.

Француз Жак Одияр, прославившийся три года назад удостоенной Гран-при Каннского фестиваля жесткой, стильной и умной тюремной драмой «Пророк», предложил на лондонский конкурс не менее жесткую, умную и стильную, но снятую на совершенно другую тему картину «Ржавчина и кость».

Его соотечественник Франсуа Озон после несколько легковесной «Отчаянной домохозяйки» снял острую интеллектуальную драму «В доме», которая несколько недель назад уже была удостоена «Золотой раковины» на фестивале в Сан-Себастьяне.

Российское присутствие

Наряду с официальным конкурсом проводятся еще два: за лучший документальный фильм («целостность, оригинальность, социальная и культурная значимость») и за лучший дебют («самый оригинальный и интересный режиссерский дебют»).

В конкурсе за лучший дебют принимает участие картина россиянина Андрея Грязева «Завтра».

Строго говоря, художественной эту ленту не назовешь.

Режиссер — он же продюсер и кинооператор — провел год вместе с участниками группы «Война» и зафиксировал на камеру их самые громкие акции: от «Дворцового переворота» до знаменитого эрегированного фаллоса на Литейном мосту.

Кроме скандальной ленты Грязева, Россия представлена на фестивале еще четырьмя фильмами: уже прогремевшей в Канне картиной Сергея Лозницы «В тумане», а также работами Василия Сигарева («Жить»), Марии Саакян («Алаверды») и Михаила Сегаля («Рассказы»).

Источник: bbc.co.uk

Добавить комментарий