Выставка «Медиа форума»: Киноавангард и его продолжение

Многолетний спутник ММКФ демонстрирует опыты классиков, а не прорывы современников.

Многолетний спутник ММКФ демонстрирует опыты классиков, а не прорывы современников.

Лучшее на выставке — глаз не оторвать — снятые восемьдесят пять лет назад кадры Дзиги Вертова, успешно изобретавшего абсолютный киноязык, принципиально отличный от литературного и театрального. Но они только часть проекта «Человек с киноаппаратом: ремейк глобального масштаба» Перри Бард. Пятнадцать лет назад она создала сайт, на который можно присылать какую угодно съемку — хоть телефонную, — и ее фрагменты встанут рядом с такими же по сюжету кадрами Вертова.

Аттракцион Бард, транслируемый на большой экран над входной лестницей фонда «Екатерина», можно считать эпиграфом к выставке, демонстрирующей превосходство работавших на заре кинематографа гениев над их последователями, тщетно с киноязыком экспериментировавшими, и над широкими народными массами, неизвестно зачем снимающими все, что движется. Мельтешение изображений рядом с Вертовым — визуальный мусор, парад без аттракционов.

«Медиа форум» проходит уже тринадцатый раз, но только второй не в кинозалах, а в выставочном пространстве, так что должен выдерживать сравнение с музейными и галерейными программами видеоарта. Прошлогодний проект был удачнее — сильных, зрелых, волнующих работ тогда было больше, а главное для зрителей — не теории, где граница между видеоартом и кинофильмом, режиссером и художником, но возможность получить новые впечатления и переживания. Их недостаток компенсируется на выставке кратким изложением истории киноэкспериментаторства и современных иллюстраций к ней.

Основной выставочный сюжет разделен на темы: кино художников, монтаж аттракционов, попытки создания кинематографа тактильного, механического и заставляющего зрителя действовать.

О тактильном опять же задумались классики: транслируемый на стол «Андалузский пес» Дали и Бунюэля сопровождается чтением текста, в котором художник предлагает режиссеру сделать фильм осязаемым, чтобы публика не только смотрела на голую женскую грудь, но и с трепетом трогала ее. Так фантазию Дали пытался воплотить Константин Семин, но настольный просмотр фильма трепета не вызывал, грудь на плоскости не выпирала.

Так же что-то не получилось и у Олега Пономарева, снимавшего анимационный ролик, где геометрические фигуры сменяют друг друга по сценарию, написанному Казимиром Малевичем. В любой рисованной геометрической композиции основателя супрематизма движения и жизни больше, чем в механическом движении на экране.

Выставка иллюстрирует рассказ об истории экспериментов с камерой фрагментарно, по ней трудно понять, чем, например, замечательны полиэкранные фильмы Збигнева Рыбчиньского, опередившего время, и почему поиск «механической камеры» Вуди и Штейна Василюк оказался тупиковым. Что до современного видео и интерактивных проектов, то на других выставках бывали работы интереснее.

До 19 августа

Источник: vedomosti.ru

Добавить комментарий