Петр Фоменко: партийные бонзы выжили известного режиссера из Ленинграда

Петр Фоменко: партийные бонзы выжили известного режиссера из Ленинграда
12 июля свой 80-й день рождения отмечает патриарх советской и российской театральной и кинорежессуры Петр Наумович Фоменко.

12 июля свой 80-й день рождения отмечает патриарх советской и российской театральной и кинорежессуры Петр Наумович Фоменко.

Петр Фоменко: партийные бонзы выжили известного режиссера из Ленинграда

Петр Фоменко — не только режиссер, известный парадоксальностью мышления, яркостью образов, музыкальностью. Фоменко также и педагог, вырастивший целую плеяду известных артистов и талантливых режиссеров — среди них Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек, Марина Глуховская, сестры Ксения и Полина Кутеповы, Полина Агуреева, Максим Литовченко, Андрей Казаков набирались опыта на курсе Петра Наумовича, в его театре «Мастерская Петра Фоменко». Помимо Москвы и Петербурга, мэтр ставил спектакли в Париже, Зальцбурге, Вроцлаве, Тбилиси — всего более 60 постановок.

В детстве будущий режиссер был обычным московским подростком — учился в столичной школе №9, играл в хоккей, теннис и, конечно, гонял в футбол — с соседом по двору Толей Ильиным, будущим прославленным игроком «Спартака» и сборной СССР, и соучеником по школе Адамасом Голодцом, будущим известным «динамовцем». Мать Петра привила сыну любовь к музыке и театру: футбольные сражения сменялись игрой на скрипке. Музыка, по собственному признанию режиссера, привела его в театр — через «Гнесинку» и музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова — в Школу-студию МХАТ, откуда «за хулиганство» был отчислен уже на третьем курсе, в 1953 году. Несмотря на интерес, который вызывал одаренный, самостоятельно мыслящий Фоменко у своего преподавателя Бориса Вершилова, в свое время соратника Евгения Вахтангова.

Дальнейшая учеба Фоменко проходила заочно — на филологическом факультете пединститута имени Ленина. Его будущий режиссер закончил в 1955 году. За время учебы на филолога Фоменко подружился с Юрием Визбором, Юрием Ковалем, Юлием Кимом и начал свою режиссерскую деятельность с постановок модных в 50-60-е «капустников». Это было призвание: после филологического Петр Наумович снова вернулся на режиссерский факультет, на сей раз в ГИТИС, на курс Николая Горчакова. Преподавателями у Фоменко были Андрей Гончаров и Николай Петров. Все трое — корифеи русского советского театра. Диплом ГИТИСа Петр Фоменко получил в 1961 году.

Едва начав профессиональную деятельность, режиссер, как и в годы учебы, стал вызывать бурное неприятие консерваторов: советские критики называли его «осквернителем праха русской классики», у Фоменко не было постоянной службы, он перебивался случайными заработками — в драмкружках, провинциальных театрах. «Смерть Тарелкина», поставленная режиссером в театре имени Маяковского в 1966 году, и «Новая Мистерия-Буфф» (в театре Ленсовета в 1969), были сняты со сцены по соображениям цензуры: хрущевская оттепель закончилась. Фоменко поработал в студенческом театре-студии МГУ, а потом уехал в Тбилиси, где два сезона прослужил в театре имени Грибоедова.

В 70-е годы мнение высшего руководства, а за ним и критики в отношении Фоменко переменилось: в 1972 он стал режиссером, а с 1977 года — главным режиссером Ленинградского театра комедии, откуда, впрочем, в 1981 году ему пришлось уйти после конфликта с ленинградской партийной верхушкой. К этому времени относятся нехарактерные для господствовавшего стиля «соцреализма» его постановки в жанре трагического гротеска, которые не могли не вызывать раздражения у партийных бонз, отвечавших за идеологию в «столице Октябрьской революции».

Опальный режиссер вернулся в Москву. Андрей Александрович Гончаров, в прошлом — учитель Фоменко, предложил ему преподавать в ГИТИСе. С 1982 года он стал работать режиссером в театре имени Маяковского, семь лет спустя перешел в театр Вахтангова, не оставляя преподавательской работы. В 1992 году Фоменко присвоили звание профессора РАТИ (ГИТИС). В этом ВУЗе Петр Наумович проработал до 2003 года, когда оставил кафедру и официальную театральную педагогику, но его студенты и актеры, работавшие под его началом, говорят о влиянии Фоменко на всю их жизнь и карьеру.

«Это некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия, — говорит о своем учителе Сергей Женовач, известный режиссер, худрук Студии театрального искусства. — Он великий лицедей и провокатор. Фоменко любит взрывать ситуацию, непредсказуемо её разворачивать, и в этом он всегда живой, подвижный, интересный». Конец СССР открыл Фоменко для иностранных театралов и международного признания и ангажемента: в 2000 году он преподавал в Парижской консерватории, в 2003 ставил спектакли в Комеди Франсез; постановка «Леса» Островского в исполнении французских актеров произвела фурор на чеховском фестивале в Москве в 2005 году. Фоменко, в числе множества других премий и знаков отличия, награжден российским орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени и французским орденом искусств и литературы.

Источник: kuzbass.aif.ru

Добавить комментарий