Кинокритик Алена Солнцева — о фильме, в котором не говорят

Кинокритик Алена Солнцева — о фильме, в котором не говорят
Картина французского режиссера Мишеля Хазанавичюса «Артист» — черно-белый, практически немой фильм, голливудская история конца 1920-х — начала 1930-х годов — стала главным лауреатом кинопремии «Оскар», получив отличия в главных категориях «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру», «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую музыку». Лауреат в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — семейная драма иранского режиссера Ашгара Фархади «Расставание».

Картина французского режиссера Мишеля Хазанавичюса «Артист» — черно-белый, практически немой фильм, голливудская история конца 1920-х — начала 1930-х годов — стала главным лауреатом кинопремии «Оскар», получив отличия в главных категориях «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру», «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую музыку». Лауреат в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — семейная драма иранского режиссера Ашгара Фархади «Расставание».

Кинокритик Алена Солнцева — о фильме, в котором не говорят

О фильмах-лауреатах и об успехе первого немого кинофильма, номинированного на «Оскар» с 1929 года, говорит кинокритик газеты «Московские новости» Алена Солнцева:

— Я встречала довольно много людей, которым «Артист» не нравится. Единодушия я не заметила. Те, кому он не нравится, упрекают его в том, что это легкомысленный пустячок, что в нем нет ничего полезного, артистически нового, что это фильм, в котором реальность никак не осмысляется, не предлагается никакого нового взгляда, что это безделушка, пустячок — может быть, приятный, но не более того. Тем не менее, это самый титулованный фильм из всех последних картин. Кто-то подсчитал, что «Артист» получил 69 профессиональных наград, меньше чем за год с момента выхода. При этом на Каннский фестиваль его и брать-то не хотели. Он сначала вне конкурса стоял, и в конкурс его включили в последний момент. Популярность его все нарастала и нарастала его, и кончилось это пятью главными «Оскарами».

Мне кажется, что это важно, потому что в «Артисте» победило такое замечательное совпадение. Это фильм, сделанный для зрителя, и при этом сделанный изящно. У нас в сознании эти две вещи обычно разделяются. Когда «Оскара» взял фильм «Миллионер из трущоб», я не радовалась, потому что это очень грубо сделанное кино — зрительское, эмоциональное, но очень грубое. А «Артист» — изящный фильм. Его упрекают в том, что он на самом деле не черно-белый. Он снят на цветную пленку и обесцвечен, там много ошибок и многое сделано против логики немого кино как такового. Но, на мой взгляд, это совершенно неважно, потому что, в общем-то, все в этом фильме сделано с очень большим тщанием. Там все продумано — и персонажи, и характер отношений героя. Там очень продуманы движения. При этом мы можем испытывать эмоции, совершенно не стесняясь того, что нам грубо давят на слезные железы. К зрителю возвращается душевная девственность. Он начинает сопереживать и при этом не чувствует себя униженным какими-то простыми схемами. Этот фильм победил не без борьбы, но в результате — победил справедливо.

— Ваши коллеги много пишут о том, что в моду вошли фильмы разного жанра в стиле ретро. Откуда взялась эта тенденция? Ведь еще пару лет назад выходили в лидеры остро политические фильмы.

— Мне кажется, что сейчас кино как раз ищет способ говорить о простых вещах достаточно сложным языком. Но в современности это никак не получается. Классика призвана дистанцировать нашу эмоцию, чтобы мы снова могли ее пережить. Попытка соединить наше сегодняшнее состояние, — или как-то его объяснить, или от него уйти к прошлому, к Золотому веку искусства, — наверное, вызвана некоторой девальвацией того, что происходит сейчас с современным миром и со средствами его выражения. Академики решили выбрать те фильмы, которые могут обеспечить зрителю доверие к кинематографу.

— Ваше мнение о выборе Оскаровской академии, связанный с фильмом не на английском языке — иранской картины. Это типичное авторское кино? Это тоже возвращение к хорошему мейнстриму?

— Есть определенное снисходительное отношение к лентам на иностранном языке. Там все-таки очень много политического, социального, и мифологического. Я не думаю, что к таким картинам предъявляют те же требования, что и к картинам основной номинации.

— Политкорректное кино из такой страны, например, как Иран, известная кинематографическая школа. Сама страна не сходит с первых страниц газет. Тут приличный режиссер понимает, что такое камера, хорошо играют — вот вам и «Оскар».

— Мне кажется, что эти соображения имеют первостепенное значение, когда голосуют за эту номинацию. Когда мы разбираем награды «Оскара», всегда есть проблемы с коротким метром, с анимацией, с фильмами на иностранном языке. Как бы это ни звучало грубо, все-таки главный интерес и главный смысл церемонии — это вручение награды «За лучший фильм». В определенном смысле «Артист» — тоже фильм на иностранном языке. Он сделан не в Голливуде. Он сделан про Голливуд.

— На языке немого кино.

— На языке немого кино, который оказался понятным. Я не думаю, что тут очень важно немое кино, хотя есть и смешная особенность, которая заключается в том, что если бы фильм снимался по-французски, то, конечно, никогда бы в жизни он не попал ни в какую номинацию «Оскара». Отсутствие звука… Я бы даже не сказала, что он немой. Это фильм, где не говорят. Отсутствие слов помогло победить ему на общей мировой арене.

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий