Российский театр в европейском контексте

Российский театр в европейском контексте
В числе мастеров, отмеченных престижной наградой в нынешнем сезоне, два российских режиссера: глава легендарного московского Театра на Таганке Юрий Любимов и петербуржец Андрей Могучий.

В числе мастеров, отмеченных престижной наградой в нынешнем сезоне, два российских режиссера: глава легендарного московского Театра на Таганке Юрий Любимов и петербуржец Андрей Могучий.

Российский театр в европейском контексте

Юрию Любимову единогласным решением европейского жюри присуждена специальная премия — «за вклад в современное искусство и важную роль, которую он и его театр на Таганке сыграли в непростой период перестройки». Этот переломный момент в истории страны Любимов встретил, находясь в вынужденной эмиграции. Опальный режиссер, лишенный гражданства советскими властями за «аполитичность», по его собственным словам, «как бродяга мотался по Европе».

Но семь лет скитаний обернулись на деле триумфом: в Европе, Америке, Японии спектакли, поставленные Любимовым, собирали аншлаги и высшие театральные награды. В 1988 году, в самый разгар перестройки, режиссер вернулся на родину и, к сожалению, столкнулся с новыми проблемами: в труппе его театра, как и во всём российском обществе в тот период, возник раскол.

С актерами, сохранившими верность мастеру, Любимов собрал новую команду. Первой постановкой обновленной «Таганки» стал восстановленный спектакль «Владимир Высоцкий», посвященный памяти народного поэта, барда, ведущего актера театра. «Это диалог ушедших с ныне живущими, который не должен прерываться», — так трактует Юрий Любимов эту постановку.

«Разве поэт Борис Пастернак — не наш современник? — продолжает свою мысль Юрий Любимов. — И для меня честь, что я был знаком с Борисом Пастернаком. Это, как у нас любят выражаться, и есть эстафета поколений. Конечно, разрыв между поколениями большой. Но ничего, они приживаются друг к другу. Например, в нашем спектакле „Сказки“ участвуют четыре поколения актеров. И каждое привносит свою интонацию, новый взгляд на мир».

В Петербург на фестиваль Театр на Таганке привез новый спектакль Юрия Любимова «Мед». Это автобиографическая история его друга — знаменитого итальянского писателя, сценариста и художника Тонино Гуэрры. Спектакль рассказывает о двух братьях, один из которых уехал в Рим, а другой остался в родной деревне. Деревенский житель, по мнению автора пьесы, и есть истинный поэт…

Петербургский режиссер Андрей Могучий удостоен звания лауреата Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность». О том, как создается эта новая театральная реальность, режиссер рассказывает так:

«Периодически ситуацию надо взрывать, обновлять. Невозможно без конца „медитировать на старые камни“, потому что это ведет к умиранию. Должен быть шок для глаза, для сознания, чтобы потом наблюдать всю красоту в подлинном ее понимании».

«Шок» зрителям фестиваля в полной мере обеспечит спектакль Андрея Могучего «Счастье» по мотивам феерии Метерлинка «Синяя птица» — даже с учетом того, что современных детей, которым адресована постановка, сложно удивить диалогами с использованием современной лексики, заразительными глупыми шуточками, а уж тем более яркими спецэффектами. Да и не это важно постановщику: он искал понятный язык, на котором можно говорить о вечных ценностях с компьютерным поколением XXI века.

Гран-при Европейской театральной премии в Петербурге будет вручен знаменитому немецкому режиссеру Петеру Штайну.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий