Лучшие режиссеры отправились в глубинку

Лучшие режиссеры отправились в глубинку
Еще вчера спектакли европейских театров можно было увидеть лишь в двух российских столицах, но этой осенью ситуация вдруг резко изменилась. «Труд» считает, что теперь московским театралам придется чаще выезжать в провинцию за впечатлениями.

Еще вчера спектакли европейских театров можно было увидеть лишь в двух российских столицах, но этой осенью ситуация вдруг резко изменилась. «Труд» считает, что теперь московским театралам придется чаще выезжать в провинцию за впечатлениями.

Лучшие режиссеры отправились в глубинку

Если тебе не выпало родиться в Москве и Санкт-Петербурге, то ты, скорее всего, обречен несколько раз в год выбираться в театр или на унылого «Дядю Ваню», слепленного в местном драматическом театре по рецептам 50-летней давности, или на сомнительную завозную антрепризу. О том, чем живет европейский театр, рядовому российскому зрителю просто неизвестно.

До сих пор, если образованному провинциалу хотелось посмотреть лучшие спектакли Германии, Польши, Франции, у него было два пути: или отправляться за границу (но для этого нужно как минимум сносно владеть языком, на котором говорят актеры), или ехать в Москву на какой-нибудь крупный театральный фестиваль.

Триумфальное шествие европейского театра по России

Осень 2010 года в этом смысле оказалась на удивление нетипичной. Лучшие театральные труппы Европы, делая пересадку в Москве, летели дальше вглубь России — кто в Ярославль на Международный театральный фестиваль имени Волкова, кто в Омск на фестиваль «Академия», кто в Пермь на фестивали «Текстура» и «Пространство режиссуры». Все спектакли, с которыми они ехали в Россию, в Москве и Петербурге увидеть было нельзя. Казалось, что столичным театралам пора паковать вещи и ехать в регионы. Многие так и поступили.

«Все началось, когда президент Дмитрий Медведев провозгласил программу по депровинциализации провинциальных городов России, — рассказывает театровед, директор фестиваля “Реальный театр” Олег Лоевский. — Ее цель — обеспечить равный доступ к культуре всем гражданам нашей страны. Действительно, почему люди других городов не могут смотреть то, что смотрят жители Москвы и Петербурга?» По словам Лоевского, появились губернаторы, которые стали придавать больше значения культурным проектам и вкладывать в них деньги.

Пока список таких губернаторов невелик — это Олег Чиркунов в Перми, Олег Ипатов в Саратове, Леонид Полежаев в Омске, Алексей Гордеев в Воронеже. «Как я был удивлен, — рассказывает Лоевский, — когда приехал в Саратов и в кабинете губернатора увидел звезд мирового театра — Ли Бруера и Матиаса Лангхоффа». Ли Бруер, выдающийся американский режиссер-авангардист, в октябре этого года поставил в Саратовском ТЮЗе спектакль по пьесе Сэма Шепарда «Проклятье голодающего класса». Все постановки Ли Бруера — события мирового масштаба, и тот факт, что на премье-ру спектакля съехались видные критики и режиссеры не только из Москвы, но и из-за границы, отнюдь не кажется странным.

Как раз на премьеру «Проклятья голодающего класса» приехал и Матиас Лангхофф, немецкий режиссер с мировым именем. Лангхофф уже работал в России — в Александринском театре в Петербурге он поставил «Квартет» по пьесе Хайнера Мюллера. Уже в 2011 году режиссер планирует поставить спектакль в саратовском ТЮЗе.

Откуда деньги?

Сейчас привезти в провинциальный театр европейский спектакль мирового уровня иногда дешевле, чем московский или петербургский. Рассказывает Ольга Никифорова, арт-директор сразу двух международных театральных фестивалей — омской «Академии» и Волковского фестиваля в Ярославле: «На первый фестиваль “Академия” я хотела привезти “Женитьбу” в постановке “Ленкома”, но они попросили сумму даже больше, чем хорошие зарубежные театры». Благодаря усилиям Ольги в Омск два раза приезжал немецкий актер и режиссер Мартин Вуттке со своими спектаклями «Арто и Гитлер в Романском кафе» и «Гретхенский Фауст», а также «Комеди Франсез» со спектаклем «Женитьба Фигаро» в постановке молодого режиссера Кристофа Рока.

По словам Никифоровой, в России уже действуют европейские расценки, и чтобы жители регионов смогли увидеть хороший зарубежный спектакль, придется заплатить от десяти тысяч долларов. Если хочется пригласить режиссера на постановку, то и здесь нет ничего невозможного. Сотрудничество саратовского ТЮЗа с такими режиссерами, как Ли Бруер и Матиас Лангхофф, это доказывает. «Гонорары зарубежных и столичных режиссеров сопоставимы, — добавляет Никифорова. — А зачастую в провинции иностранные артисты получают больше, чем у себя дома».

Все зависит от губернатора

В любом случае — затеваешь ли ты новый международный фестиваль или приглашаешь на постановку хорошего европейского режиссера — требуются деньги, а вопросы финансирования в нашей стране зависят от конкретного губернатора. Если в Перми и Саратове губернаторы понимают важность культурного развития, то в других регионах организаторам зачастую приходится бороться с косностью местной власти.

«В Омске дают много денег, — говорит Ольга Никифорова, — но второй фестиваль “Академия” доказал, что на этом фестивале существует цензурный контроль со стороны властных структур». В этом году Никифорова привезла в Омск спектакль «Вертер» в постановке Михала Борчуха из Старого театра Кракова. Постановка не понравилась министру культуры Омской области Владимиру Телевному, к тому же во время спектакля ушло 10 зрителей, и в итоге Никифоровой не продлили контракт — больше она не является арт-директором «Академии». «Я езжу по всей Европе и пытаюсь привезти в Омск лучшие спектакли, а мне говорят, что министру культуры этот спектакль не понравился. Это цензура».

Как победить провинциальность

Ольга Никифорова считает, что качественные европейские спектакли способны расшевелить местную публику, привыкшую к комедиям и антрепризам. «Когда я приехала в ярославский театр, я была в ужасе, — делится своими впечатлениями она. — В зале сидела публика, средний возраст которой был 75 лет». После того как Никифорова привезла на Волковский фестиваль спектакль «Преступление и наказание» Хорватского национального театра и «Дядю Ваню» в постановке Римаса Туминаса, возраст зрителей и наполняемость зала резко поменялись. В этом году на радикальном спектакле венгерского режиссера Аттилы Виднянского «Человек крылатый» свободных мест не было.

«Когда выбираешь спектакли для провинции, всегда нужно думать о расширении эстетических границ», — считает Ольга Никифорова. К хорошему, серьезному театру публика привыкает постепенно. «Никогда не бывает все сразу, — говорит она. — То, что сейчас с некоторых постановок уходят зрители, — не беда. На моих глазах очень часто происходили такие метаморфозы, когда новые спектакли вызывали неприятие у провинциального зрителя, но затем люди привыкали и постепенно начинали принимать то, что им показывают».

«Никакой Запад не сможет нанести нам столько ущерба, сколько нанесли мы сами себе»

Спектакли зарубежных мастеров способны изменить не только состав публики, но и репертуар провинциального театра, состоящий сейчас из комедий и избитых интерпретаций русской классики. «Когда ты привозишь в провинциальный город много спектаклей с чужой эстетикой, то местные актеры начинают понимать контекст — где, как ты работаешь, куда двигаться дальше», — считает Никифорова.

Правда, среди ревнивых защитников провинциальной самобытности находятся те, кто против таких изменений. И в Омске, и в Ярославле некоторые местные журналисты пытаются доказать потенциальным зрителям, что они должны смотреть только «отечественный продукт» и избегать западных влияний. По мнению Ольги Никифоровой, многие местные журналисты сами приговаривают зрителей к званию провинциалов.

Театровед Олег Лоевский придерживается того же мнения: «Наш театр умрет не благодаря влиянию западного театра, которое не так уж велико, а благодаря собст-венной лени, развращенности и нежеланию воспитывать серьезного зрителя. Никакой Запад не сможет нанести нам столько ущерба, сколько нанесли мы сами себе».

Каких знаменитых режиссеров удалось заманить в российскую провинцию

Пермь

Жозеф Надж

Культовый французский хореограф и танцовщик, руководитель Национального центра хореографии в Орлеане. Его работы участвовали во многих московских фестивалях, включая Чеховский и NET. Его постановкой «Вороны» открылся в октябре 2010 года фестиваль «Пространство режиссуры»: сам Надж, облитый черной краской и изображающий из себя ворона, бился о лист белой бумаги. Московский и петербургский зритель этого перформанса еще не видел.

Корнель Мундруцо

Знаменитый венгерский режиссер, лауреат Канн-ского международного кинофестиваля. Осенью 2010 года москвичи специально ехали в Пермь на фестиваль «Текстура», чтобы посмотреть его спектакль «Лед» по роману Владимира Сорокина (Национальный театр, Будапешт).

Саратов

Ли Бруер

Американский театральный режиссер-авангардист. В 60-е годы работал в «Берлинер Ансамбль» и у Ежи Гротовского. Основатель театральной группы «Мэбу Майнс». Его спектакль «Кукольный дом» был ярким событием многих европейских фестивалей. В октябре 2010-го Ли Бруер поставил спектакль «Проклятье голодающего класса» по пьесе Сэма Шепарда в саратовском ТЮЗе имени Киселева.

Матиас Лангхофф

Известный немецкий режиссер. Работал в «Берлинер Ансамбль», называет себя последователем Бертольда Брехта. Ставил спектакли в Германии, Франции, Испании и Италии. В 1989–1991 годах руководил театром «Види-Лозанн» в Швейцарии. В 2011-м планируется постановка Ланг-хоффа в саратовском ТЮЗе.

Ярославль

Аттила Виднянский

Украинско-венгерский режиссер. Возглавлял Венгерский национальный театр имени Дьюла Ийеша в закарпатском городе Берегове.

Сейчас руководит Театром имени Михая Чоконаи в венгерском Дебрецене.

В рамках Волковского фестиваля представил свой радикальный спектакль «Человек крылатый» о первом полете человека в космос.

Римас Туминас

Знаменитый литовский режиссер. В 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса, с 2007-го — художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова, лауреат Государственной премии России. В 2009-м представил на Волковском фестивале спектакль «Дядя Ваня», поставленный в театре имени Вахтангова.

Омск

Мартин Вуттке

Немецкий актер и режиссер. Участвовал в постанов-ках таких немецких театров, как «Фольксбюне», «Шаубюне» и «Берлинер Ансамбль». Исполнил роль Адольфа Гитлера в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». В Омс-ке на Международном театральном фестивале «Академия» представил два своих спектакля: «Арто и Гитлер в Романском кафе» (2009) и «Гретхенский Фауст» (2010), вольную интерпретацию самого известного произведения Гете.

Михал Борчух

Польский театральный режиссер, выпускник Краковской академии изобразительных искусств, ученик известного польского режиссера Кристиана Люпы. На фестивале «Академия» представил спектакль «Вертер» (постановка «Старого театра» Кракова) по роману Гете «Страдания юного Вертера».

Новосибирск

Дмитрий Черняков

Российский оперный режиссер, сделавший себя имя в Европе и России. Работал в Большом и Мариинском театрах, Новосибирском театре оперы и балета. Черняков ставил спектакли в самых известных оперных театрах Германии, Австрии, Франции, Италии. В 2008-м совместно с Парижской оперой и Новосибирским театром оперы и балета поставил оперу Верди «Макбет». Дирижером стал Теодор Курентзис. Французской стороной были созданы декорации, часть которых разрушалась в течение спектакля. «Макбет» — вторая совмест-ная постановка Чернякова и Курентзиса, в 2004 году в Новосибирске Черняков и Курентзис представили оперу Верди «Аида». Спектакль был удостоен премии «Золотая маска». В апреле 2009-го российско-французский «Макбет» в постановке Дмитрия Чернякова был показан в Париже и имел огромный успех у публики и критики.

Воронеж

Филипп Жанти

Французский режиссер, хореограф и кукольник, создатель труппы «Компания Филиппа Жанти». На Международном Платоновском фестивале в 2011 году представит постановку «Неподвижные пассажиры».

Раду Поклитару

Молдавский балетмейстер, основатель театра «Киев Модерн-Балет». На Платоновском фестивале покажет спектакль «Дождь/Болеро».

Деклан Доннеллан

Британский режиссер, один из основателей британского театра «Чик бай Джаул», известен своими спектаклями по Шекспиру: «Король Лир», «Макбет», «Девятнадцатая ночь». В 2011 году в Воронеже состоится показ спектакля «Буря» (копродукция Чеховского фестиваля и театра «Чик бай Джаул») в рамках Международного Платоновского фестиваля.

Источник: trud.ru

Добавить комментарий