Запрещенных спектаклей на Сахалине не ставят, «была цензура, а стал – неформат»

Запрещенных спектаклей на Сахалине не ставят, «была цензура, а стал – неформат»
Сегодня нет закона о цензуре театральных постановок, тем ни менее с десяток спектаклей в России прикрыли за последнее время

Южно-Сахалинск, 28 марта, SakhalinMedia

Сегодня нет закона о цензуре театральных постановок, тем ни менее с десяток спектаклей в России прикрыли за последнее время

Южно-Сахалинск, 28 марта, SakhalinMedia

Запрещенных спектаклей на Сахалине не ставят, «была цензура, а стал – неформат»

На премьеры в Чехов центр всегда приходит министр культуры, которая после спектакля дает разные рекомендации, но чтобы запрещать или снимать с репертуара, таких случаев не припоминают сотрудники Сахалинского театра, сообщает РИА SakhalinMedia. Зато в стране за богохульство, критику власти, экстремизм или пропаганду гомосексуализма были запрещены более десяти спектаклей.

Все помнят веселый крик мальчишки в сказке о голом короле, единственном, кто сказал правду. А королю, стиснув зубы, пришлось шествовать дальше, величественно помахивая срамом. Но в стране, в которой правят дураки и жулики, любой смех, и вопрос, — дядя ты дурак? — это уже не личное оскорбление, это экстремизм! Ведь среди дураков любой не дурак, действительно, экстремист.

«Отморозки» Кирилла Серебренникова по книге Захара Прилепина в Москве подверглись проверке на наличие экстремизма. Органы правопорядка запросили видеозапись спектакля, на что режиссер предложил проверяющим купить билеты и посмотреть постановку. Премьера «Отморозков» состоялась в 2011 году. Пьеса, над которой режиссер Кирилл Серебренников и писатель Захар Прилепин работали около четырех лет, посвящена нацболам: на сцене разгоны митингов, споры на кухне, задержания, допросы. В 2012 году спектакль стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Драма / спектакль малой формы». Администрация театра не собирается снимать спектакль, по крайней мере, пока его не посмотрят органы, поэтому мартовские спектакли должны пройти, а что дальше, видно будет.

В «Золушке», новогодней постановке, на Камчатке в 2011 году чиновники узрели оскорбление власти. В спектакле, как и в сказке, король переводит часы на час назад, чтобы Золушка подольше осталась на балу. И это показалось заместителю губернатора издевательством над государственной властью. Тема перевода часов на тот момент была сильно политизирована. На очередное представление все билеты были распроданы. От руководства театра требовали отменить спектакль, но, когда зрители собрались у театра, цензоры все же разрешили сыграть спектакль, если из него на ходу вырежут те самые оскорбительные сцены с часами.

Известная на всю страну сказка Юрия Энтина «Голубой щенок» была снята с репертуара в екатеринбургском театре в 2010 году по причине двусмысленности своего названия. Новый художественный руководитель театра эстрады, известный бард Александр Новиков, счел ее «карикатурной с намеком на педофилию, не соответствующую сегодняшним реалиям и представлениям хотя бы из-за названия». На это Юрий Энтин сказал: «Отменять спектакль из-за названия — глупость. С таким успехом можно запретить песню “Голубой вагон”. Вы же знаете, в тюрьме гомосексуалистов называют петухами, так что теперь, отменить сказку Александра Пушкина “Золотой петушок”?! На самом деле, моя сказка — о необычном человеке, который выбивается из толпы, он честный, хороший и милый, но его травят за то, что он не похож на остальных. Что здесь опасного и подозрительного, мне непонятно. В русском языке существует слово “голубой” давно. И когда я писал сказку, никто о втором значении этого слова не заикался. Ничего такого произведение не проповедует — это полная глупость».

«Золотой петушок» тоже кого-то клюнул в Москве в 2012 году. Группа православных активистов выступила с острой критикой оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» от режиссера Кирилла Серебренникова. В новой постановке Большого театра они усмотрели богохульство и кощунство. По мнению составителей обращения, эта постановка направлена на «унижение достоинства православных христиан». Правда, стоит отметить, большинство зрителей все же ничего вопиющего в этой оперной постановке не заметили. В руководстве театра заявили, что вправе сами определять свое художественное развитие. Эта конфликтная ситуация породила множество острых вопросов, на которые трудно найти однозначные ответы. В итоге спектакль остался в репертуаре театра, а скандал только добавил ему популярности.

Из-за богохульства в 2012 году в Ростове, а позже в Гомеле и Могилеве православные верующие добились запрета рок-мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», поставленного петербургским театром. Они напи сали соответствующее заявление на имя руководителя филармонии, в прокуратуру и уполномоченному по правам человека. В итоге филармония сняла с продажи билеты и заявила, что концерт не состоится. Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» был впервые показан на Бродвее в 1971 году и с тех пор успешно идет во всем мире.

В 2012 году алтайские чиновнике в постановке Глеба Черепанова по одноименной пьесе Михаила Бартенева «Про того, который ходил страху учиться» разглядели пропаганду самоубийства и сатанизма: им не понравилось, что у трех братьев – главных героев, умер папа, и они общаются с умершим отцом. Просто маленькой дочери руководителя профкома местного «Газпрома» спектакль не понравился и показался слишком «взрослым», после чего руководитель «Газпрома» обратилась в прокуратуру.

В Петербурге, в 2012 году, православные добились отмены моноспектакля «Лолита», который должен был состояться в петербургском музее «Эрарта». Решение об отмене принял лично постановщик представления Леонид Мозговой и организаторы спектакля. Незадолго до этого в СМИ появилось письмо казаков Санкт-Петербурга, обращенное к руководству музея, где говорилось, что реклама романа «Лолита» Владимира Набокова и спектакля по нему является грехом и нарушением закона о запрете пропаганды педофилии среди несовершеннолетних.

Скандал из-за «развратных сцен и пропаганды педофилии» разразился в 2012 году в Москве вокруг оперы «Сон в летнюю ночь» в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Причиной стало письмо неизвестной от имени родителей участников детского хора Павлу Астахову и главе синодального отдела Всеволоду Чаплину и обращение к министру минкультуры петербургского депутата Виталия Милонова. В итоге министр культуры России Владимир Мединский ответил Астахову, что не видит необходимости вмешиваться в ситуацию вокруг постановки оперы «Сон в летнюю ночь», а родители детей сами дали согласие на участие в постановке. Поскольку театр не входит в число учреждений федерального ведения, Минкультуры России не вправе контролировать его деятельность, решил Мединский.

Духовно небезопасным посчитали власти Белгорода в 2011 году мелодраматический спектакль Евгения Гришковца «Планета». Причем конкретных претензий к пьесе или автору белгородские цензоры не сформулировали: ни мата, ни откровенных сцен в спектакле нет. Просто в области действует так называемый закон о духовной безопасности, которому пьеса о любви не соответствовала. Сам Гришковец очень расстроился, что белгородцы не смогут посмотреть его пьесу, но ничего предпринимать не стал.

В Санкт-Петербурге, в 2012 году, три площадки подряд – ДК им. Газа, ДК им. Ленсовета и ДК им. Горького, отказались предоставить свою сцену Московскому «Театру.doc» с сатирическим спектаклем «БерлусПутин». Пьеса нобелевского лауреата Дарио Фо «Двухголовая аномалия», поставленная в Италии десятки раз, рассказывает о последствиях теракта, происходящего во время встречи старых друзей – отставленного Берлускони и действующего Путина. В результате теракта от итальянского премьера остается лишь одно полушарие мозга, его пересаживают пострадавшему, но выжившему российскому премьеру. Его поведение в результате претерпевает сильные изменения, которые начинают косвенно влиять на политическую жизнь в России. «В кулуарах начальство ДК заявило, что принимать настолько нехудожественное зрелище у себя не хотят», – сообщила режиссер театра Варвара Фаэр. Худрук «Театра.doc» Михаил Угаров рассказал, что это не первый случай цензуры, с которым сталкивается команда театра, – их часто зовут на гастроли в российские города, а потом звонят и просят отменить спектакли. «Весьма возможно, речь идет не столько о цензуре, сколько о самоцензуре. И нам было отказано без особого приказа из Смольного, а просто из соображений трусости», – добавил он. Ранее «Театр.doc» приезжал в Петербург со спектаклем «Час восемнадцать» о смерти Сергея Магнитского на фестиваль «Балтийский дом» и даже завоевал награду.

Намеченная на конец января этого года премьера спектакля «Маадай-Кара» в Национальном театре Республики Алтай не состоялась – ее запретил министр культуры региона Владимир Кончев. Об этом сообщил режиссер спектакля заслуженный артист республик Тыва и Алтай Амаду Мамадаков. Официальная причина запрета постановки не озвучивается, но, исходя из опубликованной переписки режиссера и депутата Госсобрания Алтая Сергея Михайлова, недовольство чиновников вызвано вольной трактовкой героического эпоса. Самое крупное из алтайских героических сказаний, эпос «Маадай-Кара» содержит 7738 стихотворных строк и исполняется сказателями-кайчи в сопровождении музыкального инструмента. По словам Мамадакова, постановка была отменена по телефонному звонку алтайского министра культуры Владимира Кончева, который «запретил ставить этот спектакль и не будет выделять деньги из бюджета, а если руководство с этим решением не согласится, то их просто уволят».

Спектакль о трагических событиях в Театральном центре на Дубровке «В своих руках» был запрещен в Дагестане, в 2008 году, по решению руководства республики. Автор спектакля – британский драматург российского происхождения, с недавних пор член оргкомитета «Партии 5 декабря». На сцене Русского драматического театра Махачкалы пьесу показали ровно один раз, на премьере побывало высшее руководство республики, в том числе и президент Дагестана Муху Алиев. Спектакль «В своих руках» был впервые поставлен на английском языке в Лондоне в 2006 году, показ в Махачкале стал первой постановкой на русском. Действие разворачивается вокруг диалога одной из террористок и журналистки, оказавшейся в заложниках. Премьера собрала аншлаг, но уже на следующий день спектакль был отменен: зрителям объяснили, что одна из артисток заболела, что, по словам режиссера, было неправдой.Президент Дагестана Муху Алиев опроверг сообщения о том, что спектакль был якобы запрещен по его личному указанию. «Запрет этого спектакля – это на самом деле чья-то провокация либо, как я уже говорил, головотяпство министра культуры республики. Каких-либо указаний об отмене спектакля я не давал» – заявил он. Но, по его мнению, Дагестан был выбран для постановки скандального спектакля для дестабилизации обстановки в республике, и «ноги растут» из Британии.

— Нас это не касалось, — говорит художественный руководитель Сахалинского театра кукол Антонина Добролюбова, — и это меня радует. Если и должны запрещать, то люди, близкие к культуре, знающие и понимающие хоть немного в искусстве. Например, существует Российское авторское общество. Цензура была в советские времена, сейчас нет. Хотя, может все зависит от творческого подхода.

— У нас на Сахалине не запрещали, не снимали, — говорит руководитель литературно-драматургической части Чехов-центра Ирина Расторгуева, — по крайней мере, за последние пять-шесть лет. Тут еще, наверное, играет роль вопрос подбора репертуара. Единственное, от приезжих антрепризных спектаклей стараются все себя оградить. Просто, это те спектакли, которые не имеют особого успеха у публики, и с ними начинают гастролировать, чтобы как-то окупиться. Художественный совет, наверное, нельзя назвать цензурой. В него входят художественный руководитель, заведующий литературной частью, артисты высшей категории. Но этот орган просто принимает спектакль и указывает недоработки. На премьеры к нам всегда приходит министр культуры, которая тоже всегда после спектакля указывает, где надо доработать, а где – сильные стороны.

— Запрещать спектакли, тем более такие как «Голубой щенок», «Сон в летнюю ночь», «Золотой петушок», «Лолиту», — рассуждает художественный руководитель Международного театрального центра им. А.П.Чехова Даниил Безносов, — это прикрытие собственного невежества. Запретить классику могут только люди, которые не читают книг, не интересуются литературой. Какая пропаганда? Все дети советской эпохи выросли на Афанасьеве. Ну давайте Набокова запретим, как писателя. А Шекспир, там же сплошная пропаганда… Возьмите Грецию, ведь, гомосексуализм там был эстетической нормой жизни. Давайте запретим историю, запретим писателей. У нас в репертуаре есть спектакль «Плывет». Он основан на интервью с разными жителями Сахалина. И вот один поддатенький мужичок из Александровск-Сахалинского называл Путина «козлом» каждые пять минут. Мы посовещались и решили все же заменить «козла» на «журавля», и получилось, в постановке, артист все время произносит: Путин – журавль. Это — творческие изыски. На мой взгляд, это какое-то российское плебейство. Учителя, которые приходят на спектакль и возмущаются, что на сцене нецензурные слова произносятся, приходят домой, берут сигарету, пиво, также выражаются непристойно. Ну, это жизнь. Так же и на сцене. Это язык, на котором все говорят. Цензуры, как таковой, сегодня нет. Просто она изменилась. Раньше это называлось цензурой, теперь – неформат.

Источник: sakhalinmedia.ru

Добавить комментарий