Увы, новые образовательные стандарты проблему нагрузок не решают, если не сказать больше — осложняют. В учебных программах — большой объем информации. Чтобы донести ее до ученика, педагоги используют разные методики.
Увы, новые образовательные стандарты проблему нагрузок не решают, если не сказать больше — осложняют. В учебных программах — большой объем информации. Чтобы донести ее до ученика, педагоги используют разные методики.
Одни, объяснив на уроке новую тему, тут же опрашивают учеников, чтобы убедиться, насколько она им понятна. Для других важно дать больше материала по новой теме, а как ученик его усвоил, покажет выполненное им домашнее задание. В любом случае объем домашнего задания по каждому предмету возрастает настолько, что дети не укладываются во время, установленное санитарными нормами. По нормативам, ребенок младших классов должен тратить на домашнее задание 1,5 часа. Но не все дети на лету схватывают учебный материал и легко справляются с домашними заданиями. Ответственный ребенок тратит на выполнение домашних заданий и 5-6 часов. В старших классах на домашнюю подготовку отводится 3,5 часа. А старшеклассники, готовясь к поступлению в вуз, сидят за учебниками ночами плюс выполняют большой объем текущей работы, заданной учителем на дом. Возможно ли хотя бы немного уменьшить нагрузки, от которых дети просто задыхаются? С этим вопросом я обратилась к начальнику управления образования Ростова Александру Уваровскому. Александр Павлович не один десяток лет проработал учителем математики и не может не знать об этой проблеме. По его мнению, домашние задания должны быть не большими, а разумными. Учитель обязан задавать на дом треть того материала, который разбирался в классе.
«И объем домашних заданий педагог может контролировать самостоятельно, — считает Александр Павлович. — Как? На уроке я давал детям выполнить один-единственный пример из домашнего задания. И сразу было видно, что треть детей решила его без проблем, у части детей он вызвал небольшие затруднения, но в результате с заданием они справились, а другая часть — не поняла и не решила. Видна реальная картина усваивания детьми учебного материала. Промежуточный контроль знаний учащихся нужен не для оценки в журнале, а для того, чтобы педагог мог видеть, хорошо или не очень дети усвоили изучаемый материал. И не надо часто проводить контрольные работы».
Как раз количество контрольных работ, которые приходится выполнять ученикам, — проблема. Увы, школы сегодня не укладываются в график их проведения. Вот и получается, что утром учитель русского языка провел «коротенький» диктант, затем математик дал «маленькую» контрольную из восьми заданий, а на пятом уроке пришла учительница английского языка и предложила классу «коротенькую» письменную работу. От 2-3 контрольных работ в день у детей голова идет кругом…
В начальной школе, помимо осваивания знаний по предметам, ребенок должен научиться поиску нужной информации в Интернете, уметь работать с диктофоном и т. д. Навалившиеся нагрузки толкают детей к тому, что на вопросы домашнего задания они берут готовые ответы из Интернета или «решебников», которые продаются вместе с учебниками. Потому что надо еще успеть разобрать произведение композитора, заданное педагогом музыкальной школы, подготовиться к факультативу, успеть на занятия в танцевальной студии… Ведь есть еще родители, которые хотят, чтобы дети росли всесторонне развитыми людьми и становились такими с раннего возраста. И вот еще недавно счастливый и веселый малыш через несколько лет, проведенных в школе, начинает походить на сутулого, насупленного «старичка». Похоже, как семья, так и школа мало задумываются о том, что огромный объем информации, который сваливается на маленькие головы, физические нагрузки, плохое питание негативно сказываются на детях. У многих 10-12-летних учеников главная проблема в учебе — дефицит времени. В десять-двенадцать лет ребенок попадает в стрессовую ситуацию — он ничего не успевает! «Дети перегружены, — говорит психотерапевт Сергей Выгонский. — Отсюда — „стресс ограничения времени“. Именно он становится причиной многих нарушений в здоровье, включая детские неврозы». Школьные уроки, приготовление домашнего задания занимают у школьников 10-12 часов, у старшеклассников — 14-15. И это — у детей!
Специалисты утверждают, что за последние десять лет учебная нагрузка в школах перестала соответствовать физиологическим возможностям детей. Они слишком много времени проводят за уроками, мало занимаются спортом, нерационально питаются. По официальным данным Всероссийской детской диспансеризации, только 30% школьников попали в I группу здоровья, то есть признаны здоровыми. Однако по данным, представленным Союзом педиатров России, в эту группу не попал ни один ребенок. Среди школьников 15-17 лет более 70% страдают психическими расстройствами. Повышенные умственные нагрузки, переутомления и стрессы отражаются не только на психическом, но и физическом здоровье детей. Среди современных школьников часто встречаются гипертоники, а это уже прямой путь к инфаркту в 30 лет. По прогнозам специалистов, лишь у каждого 20-го ребенка есть шанс здоровым окончить школу. Пока же каждый пятый выпускник вместе с аттестатом «получает» хроническое заболевание или инвалидность.
Желание педагогов дать детям больше знаний, как и в целом стремление школ к высоким показателям успеваемости учащихся, вполне понятно. Объяснимо и желание родителей вырастить умного, всесторонне развитого ребенка. А может, не стоит так уж его напрягать? Может, достаточно будет и того, чтобы он рос хотя бы неглупым, а главное — здоровым.
Источник: rus.ruvr.ru