Настоящих гастрольных событий в самарской театральной жизни случается немного — от силы одно-два в полгода. После того как в феврале Самару посетил театр Адасинского Derevo, ценителей ждет еще один подарок: в апреле-июне приедут спектакли Международного фестиваля имени Чехова. Гастроли организует концертно-театральное агентство «ТЕ Арт-Шоу».
Настоящих гастрольных событий в самарской театральной жизни случается немного — от силы одно-два в полгода. После того как в феврале Самару посетил театр Адасинского Derevo, ценителей ждет еще один подарок: в апреле-июне приедут спектакли Международного фестиваля имени Чехова. Гастроли организует концертно-театральное агентство «ТЕ Арт-Шоу».
Настоящих гастрольных событий в самарской театральной жизни случается немного — от силы одно-два в полгода. После того как в феврале Самару посетил театр Адасинского Derevo, ценителей ждет еще один подарок: в апреле-июне приедут спектакли Международного фестиваля имени Чехова. Гастроли организует концертно-театральное агентство «ТЕ Арт-Шоу».
20 лет на сцене
Эстеты журят Чеховский фестиваль, в последние годы увлекшийся коммерческими гастролями. Крупнейший и популярнейший российский форум действительно привозит все больше театра, проходящего по разделу «шоу» (в этом году в московской программе будет даже настоящий бродвейский мюзикл, что само по себе показательно). Однако старейший в России фестиваль-биеннале, отметивший в прошлом году 20-летие, по-прежнему остается одним из самых интересных и качественных.
Международный театральный фестиваль им. Чехова организовали в 1992 году Кирилл Лавров, Олег Ефремов и Валерий Шадрин. Антон Павлович в названии вовсе не обозначал тему. Фестиваль поначалу служил попросту «ликбезом»: в Москву хлынул западный театр, о котором до того порой знали только понаслышке — Питер Брук, Джорджо Стрелер, Ариана Мнушкина, Роберт Уилсон.
Постепенно зритель насытился «корифеями», и Чеховский «переформатировался», стал привозить национальные театры (японский, бразильский и пр.). Потом увлекся «новым цирком» и современным танцем. Про корифеев, впрочем, тоже не забывали. Чеховский вырос в мощный фестиваль с большим бюджетом, аншлаговыми залами и послужным списком проектов, реализованных вместе с иностранцами.
Ему принадлежит честь «открытия» для России многих иностранных режиссеров. Фаворитом последних лет стал потрясающий канадец Робер Лепаж, его новый спектакль («Карты 1: пики») привезут и в этом году, но в регионах, к сожалению, прокатывать не будут.
Режиссер-джентльмен
Региональные проекты Чеховский организует не первый год, а в Самаре был только однажды: в 2010-м, в год юбилея Антона Павловича, к нам привозили «Донку» Даниэле Финци Паски, совместную постановку фестиваля и Театро Сунил (Швейцария). В 2013-м Чеховский едет в Воронеж, Санкт-Петербург, Самару, Екатеринбург и Новосибирск. Гастроли начнутся также с совместной постановки: в апреле в Самаре покажут спектакли британского режиссера Деклана Доннеллана — «Бурю» (20 апреля) и «Двенадцатую ночь» (21 апреля).
Доннеллан — англичанин, ставивший в Лондонском Королевском Театре и Королевском Шекспировском театре, лауреат трех премий Лоуренса Оливье, в России известный прежде всего постановками с нашими актерами, и в первую очередь совместными постановками с Чеховским. Одна из них — выпущенная в 2003-м и изъездившая весь мир «Двенадцатая ночь» Шекспира — будет показана 21 апреля в Театре драмы, билеты стоят от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Этот стильный спектакль — хороший образец театральной манеры Доннеллана.
«В постановке использованы все фирменные режиссерские приемы. Тут и летящие полотнища декораций (черные — в первой части спектакля, белые — во второй). И диагональные мизансцены, когда люди напоминают фигурки на шахматной доске. Чуть стебная интонация, смешение временных примет в костюмах персонажей (вполне современные пиджаки, мобильники мирно соседствуют с камзолами и подвязками), песенки из Шекспира соседствуют с русской бардовской про землю-Колыму», — пишет критик Ольга Егошина.
Деклан Доннеллан — сдержанный англичанин, режиссер-джентльмен, делающий изящные спектакли, неуловимое обаяние которых невозможно просчитать и описать. Его «Двенадцатая ночь» — не вполне комедия, в ее воздухе растворены то ли меланхолия, то ли смутное предчувствие катастрофы. Все роли здесь играют мужчины, и дело не в театральных законах времен Шекспира, а в том, что так «дано». Исполняющие роли Виолы (Андрей Кузичев), Оливии (Алексей Дадонов) и Марии (Илья Ильин) актеры не кривляются и не изображают из себя женщин, и в комедии с переодеванием девочки в мальчика такая игра в двойственность кажется само собой разумеющейся.
«В “Двенадцатой ночи” они — всего лишь исходное условие, о котором довольно быстро забываешь. А чего тут такого уж смешного? Комедии Шекспира (в отличие от трагедий) и впрямь пропитаны андрогинным духом. И полумальчик-полудевочка Виола, влюбляющая в себя разом благородного Орсино и жеманную Оливию, — квинтэссенция этой андрогинности. Может артистка сыграть, а может и артист», — пишет критик Марина Давыдова.
Ну и еще одно, из-за чего стоит идти в кассу за билетами на «Двенадцатую ночь». Сэра Тоби Белча блестяще играет Александр Феклистов, а неунывающего шута Фесте — потрясающий Игорь Ясулович. В спектакле заняты Михаил Жигалов, Дмитрий Щербина и другие.
Ясулович и «Буря»
«Бурей» Донеллана, которая будет сыграна 20 апреля в Театре драмы (билеты — от 1 тыс. до 2 тыс. руб), открывался Чеховский в 2011-м. Актерский состав почти тот же, что в «Двенадцатой ночи», — в общем-то, можно говорить уже о «русской труппе» Доннеллана. Волшебник Просперо — прекрасный Игорь Ясулович, впрочем, лишенный сказочного флера. Не чародей, а пожилой интеллигент советской закалки: «Чтобы развеселить себя и гостей, Просперо затевает представление, стилизованное под советскую пастораль: три дюжих тетки, называющие себя Юноной, Церерой и Иридой, загримированы под краснорожих колхозниц и пританцовывают под какую-то советскую попсу в то время, как на экране идут кадры старого кино, вроде “Кубанских казаков”. В отличие от Парижа, где минувшей зимой премьеру “Бури” приняли на “ура”, русский зритель морщится и недоумевает. Хотя все на самом деле просто: никаким не герцогом был прежде Просперо, а партийным функционером», — пишет критик Алла Шендерова.
Однако, позволяя себе осовременивать классику или отдавать женские роли мужчинам, Доннеллан во всем знает меру и не перегружает спектакли сложно выстроенными концепциями. Его работы всегда легки и просты. Так и с его интерпретацией последней пьесы английского классика, в которой известный шекспировед Алексей Бартошевич видит интимную историю «не об участи человечества, но о грустной судьбе пожилого, нервного и очень чистого душой человека и его прелестной и очень плохо воспитанной дочки».
Судя по рецензиям, особенно удалась британскому режиссеру линия отношений Просперо и его дочери Миранды (Анна Халилулина), в которых есть настоящая любовь и теплота. Особенно в сцене расставания отца с дочерью, когда волшебник готовится покинуть остров и вернуться в Милан, «но можно не сомневаться, что там ему нет места и что он вернется сюда, к нелепому, крикливому рабу Калибану (Александр Феклистов) и преданному духу Ариэлю (Андрей Кузичев)», — комментирует постановку театральный критик Роман Должанский.
Прямиком из Парижа
Программа Чеховского в Москве, конечно, в разы обширнее самарской. Фестиваль пройдет с 19 мая по 14 июля при участии таких театральных звезд, как Сильви Гиллем, Робер Лепаж, Жозеф Надж, приедет бродвейский мюзикл «Фела!», но три спектакля с нынешнего Чеховского в июне увидят и самарские зрители.
4 июня на сцене Театра оперы и балета сыграют еще одну совместную постановку Чеховского с иностранцами — спектакль интересного современного режиссера Владимира Панкова «Синдром Орфея», микст из поэзии, музыки, танца и оперного пения по произведениям Владимира Маяковского и Жана Кокто, поставленный вместе со швейцарцами. Спектакль приедет в Самару сразу после московской премьеры.
13 и 14 июня на сцене Оперного можно будет увидеть внучку Чарли Чаплина Аурелию Тьере в спектакле его дочери Виктории Тьере-Чаплин «Шепот стен», поставленном в жанре нового цирка (компания «Маленькие часы», Франция). Критики в один голос пишут, что на потомках гениального актера природе отдохнуть не удалось.
И наконец, 20 и 21 июня в Самарской филармонии маленькая английская компания «1927» сыграет изобретательный музыкальный спектакль с завораживающим визуальным рядом «Животные и дети занимают улицы».
Что сказать — гора, конечно, придет к Магомету не целиком, за главными событиями нынешнего Чеховского все равно придется ехать в Москву. Но что-то привезут и в Самару — спасибо «ТЕ-Арт-Шоу».
Про июньские спектакли мы еще успеем рассказать подробнее. Билеты на апрельские — уже в продаже.
Источник: vninform.ru