Четыре рояля и одиночество

Премьера балета «Геревень» на музыку Владимира Николаева пройдет в субботу в Пермском театре оперы и балета. Это совместный проект труппы театра и украинской танцевальной компании «Киев модерн-балет» под руководством Раду Поклитару.

Премьера балета «Геревень» на музыку Владимира Николаева пройдет в субботу в Пермском театре оперы и балета. Это совместный проект труппы театра и украинской танцевальной компании «Киев модерн-балет» под руководством Раду Поклитару.

Все началось со «Свадебки» Стравинского в постановке Иржи Килиана, премьера которой прошла в Перми этим летом. «Свадебка» — произведение для четырех роялей и перкуссии с солистами и хором. Говорят, что, когда рояли были закуплены, руководство театра подумало: не слишком ли расточительно использовать дорогостоящие инструменты лишь в одном балете?

Это конечно, не единственная причина, по которой было решено заказать современному композитору музыку, тоже для четырех роялей и с ударными инструментами и с вокальным текстом, который на премьере исполнит квартет солистов и хор MusicAeterna…

Потом сделать на приобретенную музыку еще один балет. И соединить опусы в одной программе. (Артистов Пермского балета, танцующих хореографию Килиана, во втором действии сменит труппа театра «Киев модерн-балет», которая воплотит «Геревень»). Короче,

Пермь гордится, что театр «с нестоличными географическими координатами» инициировал новый спектакль по полному циклу, с заказа партитуры до постановки.

Владимир Николаев известен сочинениями для ансамбля Дмитрия Покровского, хореографическим спектаклем «Золото нартов» по мотивам североосетинского эпоса (театр «Арвайден», Большой театр России, 2003), участием в сочинении балета «Полифем» (театр «Тень», 2005) и оперы «Царь Демьян» (Мариинский театр, 2001), он неоднократно замечен на фестивале «Территория» и в проектах Культурного центра ДОМ. Понятно, что композитор, приняв заказ к исполнению, должен сочинять партитуру на стыке современной музыки и фольклорных элементов, раз новое произведение пойдет в один вечер со «Свадебкой». Но, хотя оркестровка обоих опусов схожа, да и некоторые фактуры тоже можно узнать, от подражания Стравинскому сочинитель отказался: «Я пишу свою музыку, без оглядки на “Свадебку”, в чем-то (в элементах композиторской техники) даже противоположную ей».

Произведение, которое уже исполняли на концерте весеннего Дягилевского фестиваля в Перми, обозначено как «музыкальное представление в народном духе». Либретто написано квазиязыком, все, начиная с названия, не имеет аналога ни в каком из реальных наречий. Николаев рассказывает:

«Почему именно “геревень”? Мне просто нравится звучание этого слова. Попутно оно вбирает в себя широкий ассоциативный ряд — здесь слышатся и “деревня”, и “ревень”, и “гребень”.

Возможно, самая точная ассоциация возникла у пианиста Ивана Соколова — “дребедень”.

Сценограф Андрей Злобин оформил балет, как он выразился, в стиле, близком “символистическому минимализму или конструктивизму”. На сцене появится черный кабинет, по ходу действия артисты то выступают из черноты, то вновь растворяются в ней. Плюс некие предметы с размытыми смыслами: ворота, напоминающие арбу, висящая на арбе серая скульптура-подвеска, задрапированная тканью,… Все выжженное и словно обугленное, поясняет Злобин, “как будто праздник прошел, давно, но что-то еще осталось”.

Раду Поклитару предложил, что эпизоды 35–минутного спектакля будут называться “Рождение человечества”, “Мужчины и женщины”, “Он и Она”; “Дитя”, “Дорога”; “Одиночество”. По мнению постановщика, любовь – на редкость театральное явление, а уж балет в особенности (“патологически”, как выразился Поклитару) нуждается в любовном чувстве на сцене. Но синопсис повествует и о другом. Сперва в спектакле родятся первые люди на земле, живущие пока что инстинктами. Потом некие мужчина с женщиной будут мучительно искать друг друга. Это уже человеческие чувства. Далее – близость, материнство с отцовством, предательство Его, а Она растит ребенка. Финал – “люди уходят вдаль, оставляя Его одного. Только ветер кидает в его сгорбленную фигуру пригоршни колючей безысходности”.

Поклитару, который для Перми родной человек (он учился профессии танцовщика в здешнем хореографическом училище), как видно, увлекся мотивом зеркального отражения. В “Свадебке” показан древний брачный ритуал с переходом в первую брачную ночь? А у нас будет, как сформулировал хореограф, “последняя брачная ночь”. Судя по всему, готовится нехилое продолжение балета Килиана. Там – предвестия счастья, объединение любовников, хотя и с предварительными слезами. Здесь – крушение благих намерений, трезвость совместной жизни, расхождение в стороны. Как будто хореограф намерен задать провокационный вопрос: ну хорошо, многие произведения в мировом искусстве заканчиваются свадьбой героев. А что дальше? Автор: Кирилл Матвеев

Источник: gazeta.ru

Добавить комментарий