Уровень, взятый напрокат из шоу-бизнеса

Российские телеканалы сегодня изобилуют проектами, принять участие в которых может каждый. С одной стороны, такая доступность привлекает зрителей, с другой — сужает понятие культуры. О том, что в наши дни выступает критерием культурного человека, и почему саратовцы при всем уважении к Собиновскому фестивалю все чаще отдают предпочтение концертам известных поп-звезд, в преддверии Дня культурного работника России и Международного дня театра «АиФ — Саратов» предложил поразмышлять народному артисту РСФСР, художественному руководителю Саратовского академического театра оперы и балета Юрию Кочневу.
Российские телеканалы сегодня изобилуют проектами, принять участие в которых может каждый. С одной стороны, такая доступность привлекает зрителей, с другой — сужает понятие культуры. О том, что в наши дни выступает критерием культурного человека, и почему саратовцы при всем уважении к Собиновскому фестивалю все чаще отдают предпочтение концертам известных поп-звезд, в преддверии Дня культурного работника России и Международного дня театра «АиФ — Саратов» предложил поразмышлять народному артисту РСФСР, художественному руководителю Саратовского академического театра оперы и балета Юрию Кочневу.

Российские телеканалы сегодня изобилуют проектами, принять участие в которых может каждый. С одной
Микрофон не показатель

— «Мы все учились понемногу чему-нибудь да как-нибудь… », — писал в свое время классик. Так многие по сей день думают: «Окажись я на большой сцене — и амплуа культурного человека „в кармане“. Так ли это на самом деле? — Вспомните кинофильмы советского периода… Их было очень мало и снимались в них, как правило, выдающиеся артисты. Критерий отбора на роли был весьма серьезным. Сейчас обилие сериалов создает впечатление, что каждый зритель мог бы участвовать в съемках. И многие воспринимают это как подлинный уровень актерской игры. То же происходит в музыке. Если раньше певцами называли Лемешева, Обухова, Козловского, то теперь — любого, кто берет в руки микрофон и начинает издавать звуки. При этом если его соответствующе одеть, а лучше — раздеть, то эффект от выступления усилится (смеется). Большинство сегодняшних телепроектов носят упрощенный вульгарный характер, это уровень, взятый напрокат из шоу-бизнеса. Мы живем в то время, когда массовая культура, совершенно не связанная с духовными ценностями, буквально „наводняет“ телевизионный эфир. Но в связи с этим возрастает значимость серьезного искусства. Оперную партию Германа или Лизы из „Пиковой дамы“ случайный прохожий не исполнит. Здесь требуется специальная подготовка и годы работы. Поэтому классическая опера, балет и симфония являются теми факторами, которые на протяжении многих столетий сохраняют высокие критерии искусства. Говоря об уровне культуры в отношении конкретного человека, на мой взгляд, надо иметь в виду как его знакомство с живописью, классической музыкой и литературой, так и деятельность, направленную на сохранение этих высоких образцов.

— Саратов позиционирует себя культурным городом. На деле в театрах и на выставках мелькают одни и те же лица… Их немного. Большинство предпочитает концерты того же Стаса Михайлова или Ваенги. — Это характерно для всех городов, в том числе и западных. Англия — достаточно просвещенная и культурная страна, но даже она столкнулась с явлением «Битлз» — частицей интернациональной массовой культуры. Вот и на Собиновском фестивале, помимо классической оперы и балета, участвуют Юрий Шевчук, «Смысловые галлюцинации», «Чичерина» — те группы и солисты, которые так или иначе связаны с социальными вопросами, нашей повседневной жизнью.

— … которая, надо признать, не очень щедра к развитию культуры. Сгоревшие филармония и тюз уже стали притчей во языцех. Многие творческие коллективы по сей день не имеют своих площадок для выступления. — Не надо забывать о том, что в западных странах, в частности Америке, культура финансируется еще хуже, в том смысле, что не финансируется государством вовсе. Во время длительной поездки в США мне пришлось ознакомиться с условиями работы различных фестивалей. Меня поразило то незначительное число учреждений музыкального искусства, которые финансируются из госказны. Большинство концертов проводятся на пожертвования частных лиц и крупных корпораций. А мы ругаем советскую власть за то, что она худо-бедно содержала театры, музеи, библиотеки. Наша проблема в том, что, желая перейти на рыночные отношения, мы не имеем традиции субсидирования из частного кошелька. Перейти на новую форму развития разных видов искусства сегодня так же трудно, как перейти от социализма к капитализму. Многие российские театры остаются на бюджетном финансировании. Что отнюдь не плохо, если учесть незавидное положение той же филармонии и тюза. Другое дело, что это финансирование недостаточное, и нам приходится искать дополнительные средства.

Соцзаказ не указ

— Уместно ли здесь говорить о социальном заказе или, на манер Гамлета, «достойней оказать сопротивленье», сохраняя верность художественному долгу? Что брать за ориентир в развитии, к примеру, театрального искусства? — Не могу сказать, что мы испытываем какое-либо давление «сверху» или «снизу». Если художник в советский период рисовал только натюрморты, игнорируя портреты передовиков труда, на него смотрели с подозрением. Но времена изменились. Говоря о театре, приходится констатировать планирование: как-никак мы — бюджетники, а значит, должны отчитываться за каждый рубль. Но, на мой взгляд, репертуар должен быть разнообразным как по стилю, так и по жанрам.

— Сегодняшний зритель все чаще хочет видеть на сцене отражение «себя любимого». Набирают популярность спектакли, в которых играют обнаженные актеры… Эта тенденция актуальна для музыкального театра? — Если говорить о драматическом театре, особенно советского периода, то да: он больше ориентирован на современников. Но в наши дни при существующей «тяге» к спектаклям на «злобу дня» очевиден дефицит ярких произведений, нет идеологического заказа и стимулирования. Плохо это или хорошо, говорить сложно. Да и театры вправе выстраивать репертуар на свое усмотрение: можно сделать акцент на развлекательные, «желтые сюжеты», которые так привлекают зрителей, но тогда и требований к нему будет меньше. Другое дело опера… В этом жанре испокон веков сложилась традиция писать произведения на сюжеты, взятые из исторического прошлого. Тем не менее, время от времени мы ставим произведения композиторов XX века: оперы «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Катерина Измайлова» Шостаковича… Что же касается «ню» на сцене, так у нас весь балет — обнаженные актеры (смеется). Это считается нормой.

— Говорят, сегодня нет артистов, есть профессионалы, для которых важно не столько искусство, сколько звания и регалии… — Воспитание артиста связано с прививанием ему серьезных навыков. Другое дело, как они потом используются. Допустим, студент окончил училище как солист оперы или балета, а работать ему пришлось в мюзик-холле или ресторане. Понятно, что через год-другой он забудет то, чему его учили педагоги. Учебное заведение — это стандарт, а как им распорядится выпускник, зависит от его таланта и жизненных предпочтений.

Досье: Юрий Кочнев родился в 1942 году. Народный артист РСФСР (1990), лауреат Госпремии РФ (1995), действительный член Российской академии искусств, лауреат Фонда им. И. К. Архиповой (серебряная медаль), профессор, кандидат искусствоведения, худрук и главный дирижёр Саратовского театра оперы и балета. Художественный руководитель ежегодного Собиновского музыкального фестиваля.

Источник: saratov.aif.ru

Добавить комментарий