Название проекта можно расшифровать и как «оперная группа», и как «оперативная группа» быстрого реагирования — против такого толкования Василий Бархатов ничего не имеет против. 28-летний режиссер, за плечами которого уже два десятка постановок, уверен, что современная опера это то, чего остро не хватает сегодняшнему российскому театру. А «Опергруппа» — как раз тот проект, который может быстро и радикально изменить ситуацию. Об этом Василий Бархатов рассказал в интервью «Голосу России».
Название проекта можно расшифровать и как «оперная группа», и как «оперативная группа» быстрого реагирования — против такого толкования Василий Бархатов ничего не имеет против. 28-летний режиссер, за плечами которого уже два десятка постановок, уверен, что современная опера это то, чего остро не хватает сегодняшнему российскому театру. А «Опергруппа» — как раз тот проект, который может быстро и радикально изменить ситуацию. Об этом Василий Бархатов рассказал в интервью «Голосу России».
«Мы говорим о разных направлениях, которые планируются „Опергруппой“. Одно — это лаборатория, в рамках которой мы намерены ежегодно ставить современных композиторов и привлекать молодых режиссеров. А второе — мы планируем развивать региональную программу: гастрольную деятельность, просветительскую, привозя или делая спектакли не в столичных театрах. И есть эксперимент — опера на локейшене. Это отдельные проекты, не связанные с лабораторией. То есть будут выпускаться спектакли, один-два в год, в непривычных для оперы пространствах: здесь могут быть какие-то офисные или заводские здания, научные центры, станции — гидро-, атомно-, электростанции. Главная схема проекта, — продолжает Василий Бархатов, — четыре современные оперы, четыре режиссера, четыре молодых дирижера, четыре молодых художника и четыре молодых театральных продюсера. Это — попытка открыть новые имена в оперной режиссуре и придумать больше интересных спектаклей».
Для своего дебюта «Опергруппа» выбрала четыре оперы композиторов, живущих в России или выходцев из России, причем новейшие, можно сказать, сочинения, созданные в последние годы. Представляя их авторов, Василий Бархатов сказал:
«Я руководствовался тем, что на сегодняшний день эти композиторы — одни из самых известных. Это Сергей Невский, который живет в Берлине. Ему заказывает и Берлинская государственная опера, и Мюнхенская биеннале, и другие европейские оперные дома. Затем это Валерия Ауэрбах: она живет в Нью-Йорке, ей делала заказ Венская государственная опера, на ее музыку ставил свои балеты сам Джон Ноймайер. Это Ольга Раева, которая тоже живет не в России и довольно знаменита сейчас, если можно так сказать, во внутрикомпозиторском тренде. И это Борис Филановский — петербургский композитор, тоже известный во всем мире».
По отношению к композиторам «Опергруппа» намерена выступить в роли локомотива. И это, конечно, очень благородно, если вспомнить о том, как, в общем-то, консервативна оперная сцена и как неохотно она впускает новую музыку. Однако не менее важен проект «Опергруппа» и для зрителей. Как считает Василий Бархатов, среднестатистический зритель в оперном театре так же консервативен и его способность воспринимать современное музыкальное искусство необходимо планомерно воспитывать:
«Как человека учат постепенно пользоваться новыми технологиями и отказываться от каких-то уже неудобных и старых вещей или от неактуальных вещей, так же нужно подготовить человека к современной опере, — считает Василий Бархатов. — Не отвратить его от нее, а, наоборот, привести, чтобы у него не возникало никаких барьеров в восприятии этого жанра. Это непросто. Но хочется, чтобы современная опера стала неотъемлемой частью культурной жизни».
Публичная премьера «Опергруппы» намечена на 12 сентября, причем состоится она на самой престижной оперной сцене России — в московском Большом театре. Первой проверку на прочность пройдет опера Сергея Невского «Франциск».
Источник: rus.ruvr.ru