«Давайте ковать…»

«Давайте ковать…»
«Виной» тому, пожалуй, поистине неукротимая творческая энергия Евгения. Ведь если вспоминать прошлый год, то все наиболее значимые арт-проекты (День скобаря, памятник Фонарю в Печорах, памятный крест жертвам репрессий в Левашовской пустоши, кованая часовня в центре Порхова и др.) принадлежат «перу», а точнее — кузнечному молоту самого Вагина и его артели. Чем же псковские кузнецы намерены удивить своих земляков в наступившем году? На этот и другие вопросы корреспондента «АиФ-Псков» отвечает наш сегодняшний гость.
«Виной» тому, пожалуй, поистине неукротимая творческая энергия Евгения. Ведь если вспоминать прошлый год, то все наиболее значимые арт-проекты (День скобаря, памятник Фонарю в Печорах, памятный крест жертвам репрессий в Левашовской пустоши, кованая часовня в центре Порхова и др.) принадлежат «перу», а точнее — кузнечному молоту самого Вагина и его артели. Чем же псковские кузнецы намерены удивить своих земляков в наступившем году? На этот и другие вопросы корреспондента «АиФ-Псков» отвечает наш сегодняшний гость.
«Давайте ковать…»

«Виной» тому, пожа
— Евгений, все знают, что ко всему прочему вы ещё и поёте, играете на гитаре, а в вашем авторском активе — несколько компат-дисков. Как вам при такой загруженности удаётся сочинять песни?

— Честно скажу: уже три года не пою и не сочиняю. Когда несколько лет назад я решил построить себе кузницу, где можно было бы выполнять масштабные художественные заказы, то ещё подумал: оборудую-ка я там себе творческую мастерскую, где можно просто посидеть, поиграть, послушать то, что мне интересно. Оборудовал и даже завёз туда кое-какую мебель. Она так и стоит в целлофане не распакованная.

— Нет времени?

— И это в том числе. В последнее время наша артель затевала проекты, которые требуют не только работы в кузнице, но и нашего авторского участия. А это долгие переезды. Да не налегке, а со всем инвентарём, который весит довольно много. Одним из таких значительных арт-проектов стал, например, юбилейный, тридцатый по счёту фестиваль кузнечного искусства, который ежегодно проходит в Чехии в старинном замке Гельфштын. Мы принимали участие в мастер-классе, своеобразным творческим продуктом которого стала стилизованная кувалда с рукоятью, расписанной под хохлому. Её мы оставили на память нашим гостеприимным хозяевам. Не менее интересной стала и поездка в Китай на всемирную выставку садово-паркового дизайна EXPOXIAN-2011. Лично у меня сложилось впечатление, что принимающая сторона до нас не видела, как работает русский кузнец, какие он вещи может делать — любопытных было очень много.

— А псковичам больше запомнился День скобаря, который многие посчитали неким прорывом в определении, так сказать, нашей, псковской самости. Будет ли продолжение?

— Хотелось бы. Посмотрим, как будет решаться вопрос с финансированием, а пока у нас возникла идея на самом деле поставить памятник скобарю.

— И уже есть его эскиз?

— Конечно. Мне видится, что это будет большое, почти модернистское сооружение: скоба (в четыре метра!), рядом с которой примостится фигура мастерового умельца с молотом. Она будет по размерам не более 60 см. Предполагается изготовить её из бронзы. Но и сама скоба будет не простой, а как бы составленной из самых необычных предметов, что должно символизировать разносторонние таланты псковских кузнецов. А главная «фишка» в том, что её можно будет постоянно дополнять. Общая же идея такая: наш мастер на все руки горазд.

— Есть мнение, что прозвище «скобарь» имеет происхождение не от кузнечной скобы, которую псковичи якобы готовили для флота Петра Великого, а от слова «скоб». Оно означает короткую боевую стычку…

— И этот момент мы учли в нашем памятнике: с одной стороны у мастерового будет стоять молот, а с другой — боевая булава. Но я всё-таки склоняюсь к «железной» версии. Мне кажется, что и в названии Пскова есть что-то кузнечное. Посмотрите: «пс-ков», пс-ков, пс-ков… Так ведь в кузнице сначала закаляют металл, а потом куют. Нет ничего случайного на свете…

— Евгений, вы всё время говорите «мы». Кого имеете в виду?

— Кузнецов нашей артели, без которых ни один из проектов не был бы осуществлён. Скажу больше: у нас есть просто искренние друзья, которые также принимают участие во многих арт-проектах. И тут я не могу не назвать архитекторов и моих друзей Владимира Шуляковского и Юрия Ширяева, которые мне всегда помогают. Много тёплых слов я могу сказать в адрес их коллеги Сергея Михайлова, который выступил соавтором кованой часовни, которая не так давно открылась в Порхове в ознаменование трагической даты — 40-летия уничтожения двух православных храмов.

— А почему именно артель?

— Лично мне эта форма творческого содружества наиболее близка. Как в старину работала артель? Собрались мужики, сделали что-то стоящее и разошлись по своим делам. Так и у нас. Собрались мы этим летом, допустим, и отреставрировали кованый крест, который установлен на месте стоявшей когда-то Ольгинской часовни. Надо будет — ещё соберёмся. И я над ними не начальник, а такой же мастеровой. Что стоит любая инициатива без их поддержки?

— Будем справедливы: не всё, что вы делаете, находит одобрение у псковской общественности. Как вы относитесь к критике?

— Стараюсь воспринимать её спокойно. Обычно много говорят те, кто мало делает, а таких-то «экспертов» у нас — каждый второй. К тому же я обратил внимание, что больше негодуют те, кто, грубо говоря, оказывается «не в доле». Не знаю, может, они считают, что, занимаясь этими проектами, мы гребём сумасшедшие деньги. Поспешу их разочаровать: в большинстве случаев это не так. Не забуду, как расплакалась одна пожилая женщина, представитель «Мемориала». Мы оговаривали, каким должен быть крест в Левашовской пустоши. Естественно, для памятника требовалось закупить металл. Плюс транспортировка. В итоге мы назвали сумму, а она — в слёзы.

— Неужели так дорого?

— Нет. Просто в других местах с них просили в десять раз больше. Это к вопросу о материальной составляющей.

Источник: sz.aif.ru

Добавить комментарий