Светлана Костюкова: «Публика стала другой»

Тамбов, 23 апреля — АиФ-Черноземье

Тамбов, 23 апреля — АиФ-Черноземье

На днях в Тамбове завершился весенний марафон 32-го Международного музыкального фестиваля имени величайшего композитора, пианиста и дирижёра С. В. Рахманинова. Гастрольный же этап фестиваля начнётся в мае. Музыканты побывают в Знаменке, Старой Казинке, Ивановке. Программа юбилейных мероприятий расписана до конца года. На протяжении нескольких десятков лет творчеством гениального музыканта занимается Светлана Костюкова, заведующая Рахманиновским центром ТОГАУК «Тамбовконцерт».

Воспитаны классикой

АиФ: — Светлана Владимировна, кто был инициатором фестиваля?

С. К. : — Прежде всего, сам народ. Ещё в 1968 году жители села Ивановка вышли на областное руководство с предложением увековечить память С. В. Рахманинова. Буквально ратовали за проведение фестиваля народные артисты СССР Виктор Мержанов, Ирина Архипова и Елена Образцова. Ну, и конечно же не обошлось без инициативы творческих работников региона. Вначале организовывались дни памяти великого музыканта, а в 1982 году Тамбовский исполком распорядился проводить музыкальный фестиваль имени великого композитора.

АиФ: — Что менялось за эти годы?

С. К. : — Прежде всего, менялся статус. Вначале фестиваль был областным, потом — всесоюзным, а в 1993 году он стал международным. После этого мы получили возможность приглашать к нам творческую интеллигенцию из-за рубежа. Но явное изменение — в самих концертных программах: если раньше не все участники исполняли произведения Рахманинова, то теперь его музыка звучит целыми циклами. Благодаря фестивалю на Тамбовщине появились местные коллективы, широко известные сегодня; многие музыканты заметно «подтянулись».

АиФ: — Изменилась ли с той поры публика?

С. К. : — Есть определённый зритель, который ходит на все концерты. Очень много людей пенсионного возраста, ветеранов. Они готовы в любой момент откликнуться на наше приглашение; приезжают из районов целыми группами. Замечу, что больше молодёжи стало проявлять интерес к классической музыке. Важно ещё и то, что наш слушатель стал более воспитанным. Если раньше ведущим приходилось предупреждать, сколько частей в исполняемом произведении и когда можно выражать свои бурные эмоции, то теперь не услышишь аплодисментов в ненужных моментах. Это говорит о том, что классика на слуху, люди её понимают, умеют прислушиваться друг к другу.

«Долгожители»

АиФ: — Рахманиновские фестивали проводятся не только в Тамбове. Чем отличаются наши?

С. К. : — Практически во всех городах, причастных к этим мероприятиям, фестивали носят эпизодический характер. Наши — постоянные. Несколько лет назад внук именитого музыканта, Александр Рахманинов-Конюс, отмечал, что мы — единственные «долгожители» в этом плане. Были времена, когда людям не платили ни пенсию, ни зарплату, но фестивали мы всё равно проводили — своими творческими силами.

АиФ: — Достаточно ли обеспечен фестиваль финансами?

С. К. : — По сути, Рахманиновские фестивали у нас — это благо творительность. К примеру, на нынешнем, 32-м фестивале мы продавали билеты в среднем по 300 рублей. А некоторым категориям — ветеранам, ребятам из малообеспеченных семей, детских домов — мы даём пригласительные билеты. В основном помогает областной бюджет. К сожалению, спонсоров у нас не хватает, недорабатываем в этом плане. Вот приезжал к нам на днях звезда российской эстрады Дмитрий Маликов. Давал мастер-класс для учащихся музыкальных школ Тамбовщины. Не отрицаю — его проект очень полезен и важен для развития культуры подрастающего поколения. Это благое начинание оплачивает одна из известных газовых компаний страны. У нас же такой поддержки нет.

Сила притяжения

АиФ: — А как же вам удаётся «заманить» в глубинку известных музыкантов?

С. К. : — Признаться честно, делать это становится всё сложнее, т. к. «стоимость» музыкальных коллективов возрастает. Зарубежных знаменитостей нам вообще невозможно вытягивать: тогда билеты на концерты должны стоить 3-4 тысячи, что для тамбовчан очень дорого. Не скрою, что с некоторыми музыкантами у нас сложились личные доверительные отношения. Немало российских исполнителей отрабатывают у нас буквально за копейки. Но приезжают на Тамбовщину потому, что очень чтят память Рахманинова, любят эту землю. Тот же пианист и дирижёр Михаил Плетнёв — наш друг с давних пор. Очень привязан к Ивановке и Николай Луганский, согласившийся в этом году быть художественным руководителем фестиваля. Этот музыкант на протяжении нескольких лет оказывает огромную помощь музею-усадьбе. Немало и других исполнителей, которые готовы участвовать в фестивале только потому, что смогут попасть на благодатную землю Ивановки. Ведь именно там Сергей Васильевич написал порядка семьдесяти лучших творений.

АиФ: — Гениальность Рахманинова, наверное, невозможно познать до конца…

С. К. : — Конечно же. Имя гения — на вершине не только русской, но и мировой культуры. Оно объединяет деятелей и культуры, и науки. А потому для нас важны проводимые раз в пять лет меж дународные Рахманиновские конференции. Есть даже такое понятие — рахманинововедение. Местные учёные всерьёз изучают всё, что связано с этим именем. Находят неизвестные доныне произведения. Познают какие-то глубинные стороны его личности. К примеру, раньше мы всё представляли, что Рахманинов — атеист, но исследования показывают, что он был глубоко верующим человеком. Известно, что его гениальные церковные произведения иногда исполняли даже в эпоху СССР. В наше время его духовная музыка пользуется огромной популярностью. «Литургия св. Иоанна Златоуста», исполненная Тамбовским камерным хором им. С. В. Рахманинова в юбилейный день рождения музыканта в римско-католическом храме и в зале краеведческого музея, нашла отклик в сердцах многих тамбовчан. Кстати, написаны эти песнопения были тоже в Ивановке — в 1910 году.

Источник: chr.aif.ru

Добавить комментарий