Москва развивает арткластеры

Москва развивает арткластеры
Москва могла бы ежегодно принимать гораздо больше гостей, чем сейчас. Перед ее туриндустрией поставлена задача: к 2016 году вдвое увеличить поток иностранцев в столицу с нынешних 4 млн в год. Эта задача выполнима, если упростить оформление виз, настроить больше недорогих отелей, снизить цены на перевозки и создать больше центров информации для туристов.

— Новой Москве понадобится «пластическая хирургия»

Москва могла бы ежегодно принимать гораздо больше гостей, чем сейчас. Перед ее туриндустрией поставлена задача: к 2016 году вдвое увеличить поток иностранцев в столицу с нынешних 4 млн в год. Эта задача выполнима, если упростить оформление виз, настроить больше недорогих отелей, снизить цены на перевозки и создать больше центров информации для туристов.

— Новой Москве понадобится «пластическая хирургия»

Москва развивает арткластеры

Плюс — создать новые маршруты. Например, по кварталам богемы — арткластерам художников, музыкантов, дизайнеров, архитекторов, некоему подобию парижского Монмартра. Такие маршруты давно раскручены во Франции, США, Германии, Испании. Это общемировая практика, пояснил глава столичного комитета по туризму Сергей Шпилько:

«Во многих мегаполисах, кстати, не только европейских, такие кластеры уже либо созданы, либо создаются. И везде они оказываются любимым местом и у самих горожан, и у туристов. Так что с точки зрения развития индустрии гостеприимства такой турпродукт, как маршрут по арткластерам, — это ход, безусловно, сильный».

Возможно, уже в следующем году в Москве появится такой турмаршрут. Он свяжет московские арткластеры, например, с помощью велодорожек, сообщил на днях глава столичного Департамента культуры Сергей Капков. Среди самых известных в Москве средоточий творчества — «Стрелка», «ArtPlay», «Винзавод». Их архитектурные и дизайнерские бюро, объединения художников и театральные студии, с образовательными центрами, по американскому примеру, расположились в зданиях бывших заводов.

Подобная практика лофта — использования заброшенных мануфактур для офисов и жилья — сложилась еще в 1940-х годах в фабричном районе Манхэттена и с тех пор развивается во многих странах, в том числе в России — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге на Урале. Благодаря креативным сообществам старые здания пережили «реинкарнацию», а территории вокруг них «заиграли», рассказал декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский:

«Создание арткластеров, в конечном итоге, дает новую жизнь старым местам. Это очень хороший архитектурный ход, способ преобразования среды. Плюс — возможность различным направлениям культуры соединиться вместе, взаимно обогащая друг друга».

Не случайно на конкурсе концепций развития Московской агломерации, завершившемся на прошлой неделе, было немало идей создания таких кластеров по всей новой территории столицы — художественных, научных, образовательных. Это позволило бы «центростремительной» Москве стать более центробежной, перераспределить потоки людей от сердца города к периферии. А значит, и хотя бы отчасти решить транспортные проблемы.

Да и самим фирмам, составляющим кластеры, такое объединение выгодно. Тут есть и интеллектуальный «синергетический» эффект — обмен знаниями и опытом, и чисто экономическая польза. Ясно, что кластеры более производительны, конкурентоспособны и инновационны, чем фирмы-одиночки. У компаний внутри кластера — общие ресурсы, они не тратят время и средства на транспортные перевозки.

Так что кластерный бум в мире — легко объяснимое явление. И то, что на 13-й Международной архитектурной биеннале в Венеции российская экспозиция, посвященная отечественной Силиконовой долине — иннограду Сколково и наукоградам, получила приз жюри, не случайно. Россия точно уловила мировой тренд, говорят эксперты.

— Проект «Сколково» отметили специальной премией Архитектурной биеннале— «Титановая долина» начнется с «виртуального камня»

К слову, в России с советских времен существуют научные и промышленные кластеры. Сейчас самые известные из них — пожалуй, кластер ядерно-физических и нанотехнологий в Дубне в Подмосковье, кластер радиационных технологий в Петербурге и аэрокосмический кластер Самарской области в Поволжье.

По аналогии с ними можно было бы создать и «города искусств», объясняют эксперты. На Западе, например, в последние 10 лет в них перепрофилировалось немало моногородов, возникших вокруг крупного производства. Таким образом для молодежи появляются рабочие места, создаются «новые экономические формы с интеллектуальным продуктом», а туристы видят перед собой целую «художественную энциклопедию», отметила основатель центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко:

«Арткластеры дают возможность зрителю увидеть широкий срез того, что происходит в искусстве и культуре. Это гораздо удобнее, когда ты имеешь возможность увидеть все в одном месте, и с туристической, и с культурологической точки зрения».

Правда, закрепиться в арткластерах художникам удается далеко не всегда. Как только богемный квартал становится модным, цена аренды растет. И художники, благодаря которым, собственно, он и расцвел, оттуда уходят. Так было с Монмартром почти век назад, а полвека назад — и с нью-йоркскими арткластерами. Да и в подмосковном арт-оазисе Пирогово сейчас бизнесменов больше, чем художников.

Вокруг арткластеров выстраивается большой бизнес, заметил управляющий директор «Инвесткафе» Иван Кабулаев. Вокруг них строится коммерческая недвижимость, торговые центры, клубы.

«Для многих девелоперов создание такого арткластера — это создание некоего якоря, — сказал эксперт. — Вокруг этого якоря будут строиться, например, жилые кварталы. И таким образом стоимость самой недвижимости и то качество жизни, которое будут получать потенциальные жители этих домов, сильно повышается».

Эксперт по банковскому делу Антон Белобжеский уточнил: «Если ты создаешь арткластер, то твои вложения изначально составляют от 200 до 400 долларов за метр площадей, а твой объект при этом становится достаточно известен среди самого широкого круга людей». Ведь проведение модных мероприятий привлекает, в том числе, и будущих инвесторов.

Так или иначе, создание арткластера — выгодное предприятие для всех: и для художников, и для собственников зданий, и для инвесторов. И, несомненно, — для города, который собирается стать уютнее для своих жителей и привлекательнее для туристов.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий