Сгинул в тайге

Сгинул в тайге
В Свердловской области седьмой день продолжаются поиски самолета Ан-2, который в ночь на 12 июня отправился в несанкционированный полет с дюжиной пассажиров и пилотом на борту. То, что начиналось как забавная история о проделках пьяной компании, стало напоминать репортаж из Бермудского треугольника. В поисках участвуют более тысячи человек, прочесаны 265 тысяч квадратных километров. Следов самолета не обнаружено.

В Свердловской области седьмой день продолжаются поиски самолета Ан-2, который в ночь на 12 июня отправился в несанкционированный полет с дюжиной пассажиров и пилотом на борту. То, что начиналось как забавная история о проделках пьяной компании, стало напоминать репортаж из Бермудского треугольника. В поисках участвуют более тысячи человек, прочесаны 265 тысяч квадратных километров. Следов самолета не обнаружено.

Сгинул в тайге

Площадь Серовского городского округа Свердловской области составляет 6,6 тысячи квадратных километров, более 80 процентов территории покрыто тайгой. В округе много озер и болот, там протекают реки Сосьва и Каква и расположено крупное Киселевское водохранилище. Также в данной местности имеются горы — Серов расположен на границе между Средним и Северным Уралом.

Когда-то в Серове действовал небольшой аэродром, но сейчас он практически закрыт. Весь штат сотрудников законсервированной посадочной площадки состоит из семейной пары — директора Валентины Соболевой и сторожа Юрия Соболева. Тем не менее, 9 или 10 июня аэродрому было приказано принять Ан-2, занимавшийся мониторингом лесных пожаров. Экипаж судна состоял из командира Хатиба Кашапова, второго пилота и бортмеханика.

Согласно первоначальной версии, решение о полете, состоявшемся в ночь на 12 июня, было принято спонтанно. Якобы Соболев, Кашапов с коллегами, а также их друзья (среди которых был начальник городской ГИБДД Дмитрий Ушаков) выпивали на аэродроме и в какой-то момент решили слетать в баню, на рыбалку или просто на прогулку. Однако впоследствии выяснилось, что все было не так романтично. Скорее всего, полет осуществлялся за деньги. Кашапов и Соболев за несколько тысяч рублей согласились прокатить на Ан-2 Ушакова, его подчиненных Максима Маевского, Евгения Тренихина и Ивана Чекишева, охранника ЗАО «Уфалей-никель» Антона Сафонова, а также сестру Маевского Оксану, ее молодого человека Максима Глинских, жену Сафонова Юлию и, наконец, неких Григория Шаада, Дениса Баранова и Людмилу Гагарину, приехавшую в Серов из поселка Гари.

Установлено, что аналогичный коммерческий полет Ан-2 осуществлялся 10 июня. Кроме того, найдены как минимум три человека, которым предлагали отправиться в полет в ночь на 12 июня, однако они по разным причинам отказались. Наконец, житель Серова по имени Виктор утверждает, что у него была договоренность о следующей «прогулке» на Ан-2. По словам Виктора, они с друзьями фотографировались на летном поле, когда к ним подошел сторож и предложил покататься за шесть тысяч рублей. Дата полета уже была оговорена, но из-за пропажи самолета «прогулка» не состоялась.

Между прочим, из того, что полет был коммерческим, следует важный вывод — пилот Кашапов, вполне возможно, был вполне трезв. Может быть, клиенты и дали летчику пару глотков спиртного, но невменяем он не был и в полет отправился под воздействием не эмоций, а расчета. Также существует вероятность, что трезвым был Соболев. А он, как утверждает Валентина Соболева, в прошлом работал в пожарном мониторинге и отлично изучил местность вокруг Серова. Более того, начальник ГУ МВД Свердловской области Михаил Бородин недавно и вовсе заявил, что трезвыми были все участники полета. В связи с этим исчезновение Ан-2 выглядит еще более загадочно.

Изначально казалось, что поиски самолета продлятся не более суток. Сначала в интернете обсуждался «суровый дух российского застолья», затем, когда стали известны имена пассажиров, «возмутительное поведение сотрудников ГИБДД». Даже те из интернетчиков, которые стараются не смеяться над гибелью людей, не испытывали мук совести. Дело в том, что Ан-2 является планером, у него очень надежная конструкция, и люди имели немалые шансы выжить при крушении.

Было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Вышестоящее руководство наказало начальников Ушакова — с должностей сняли главу Серовского ОВД Сергея Цилинского, а также Бориса Ленючева, который замещал Цилинского в период отпуска. В общем, все развивалось достаточно рутинно.

Однако примерно на третьи сутки поисков стало ясно, что российские просторы пока еще более суровы, чем российские застолья. Ни авиации, ни пешим отрядам, ни водолазам не удалось обнаружить ровным счетом ничего (а ведь даже если бы Ан-2 упал в воду, то на поверхности остались бы, по крайней мере, разводы топлива).

Из расчета количества топлива определена территория, до границ которой Ан-2 теоретически мог долететь. Круг работ выходит за пределы не только Серовского округа, но и Свердловской области. По состоянию на 18 июня обследованы 265 тысяч квадратных километров — это примерно половина расчетной территории. Самолет разыскивают более тысячи сотрудников МЧС, МВД и добровольцев, а также 281 единица техники, в том числе шесть авиасудов. Кроме того, в поисках собираются задействовать беспилотник. А вот от использования дельталетов организаторы поисков отказались — им запрещено подниматься в воздух одновременно с самолетами и вертолетами.

Как ожидается, в ближайшее время район поисков лично посетит губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Волонтеров для участия в поисках набирают централизованно, соответствующее объявление размещено на сайте серовской администрации. Полиция предупредила неравнодушных граждан об опасности самостоятельных поисков. «Это тайга, и отправляться туда не специалистам, неподготовленным людям крайне опасно. Поэтому нельзя давать клич о том, чтобы к поискам присоединялись все желающие. В противном случае, может статься, что нам придется проводить еще одну поисково-спасательную операцию — по поиску добровольцев», — заявил глава пресс-службы ГУ МВД Свердловской области Валерий Горелых. Он добавил, что каждую официальную группу волонтеров сопровождает хотя бы один сотрудник МЧС, опытный охотник или другой знакомый с тайгой человек.

На форуме местной газеты «Глобус» (которая очень профессионально освещает тему), а также на авиационном форуме ни на час не затихает ожесточенное обсуждение ситуации. Периодически на форуме «Глобуса» появляются горожане, утверждающие, что самолет давно найден, но власти по каким-то причинам скрывают этот факт. Обычно горожане ссылаются на такие «неопровержимые источники», как знакомые их знакомых, побеседовавшие с двоюродной сестрой уборщицы отделения милиции. Порой эти сообщения с пометкой «срочно!» перепечатывают федеральные СМИ. А на авиафоруме другая беда — там никак не могут подтвердить или опровергнуть личность пользователя, который называет себя сыном Хатиба Кашапова, Рамилем.

Безусловно, и в интернете, и в городе, и в СМИ распространяется огромное количество слухов. 15 июня бурно обсуждались смс-сообщения от МТС «абонент снова в сети», которые начали приходить на телефон другу Григория Шаада. Сам друг высказывался на эту тему очень осторожно, однако некоторые журналисты старательно «подчистили» его речь от «ненужных» оговорок. В результате многие люди успели высказать возмущение тем, что МЧС, полиция и прочие ответственные лица не бросились немедленно проверять местонахождение телефона. В ответ руководитель Нижнетагильского следственного отдела на транспорте Евгений Макаренко заявил было, что телефон ищут — и почти сразу опроверг собственные слова. Выяснилось, что причиной прихода смс стал сбой сети и на самом деле они были отправлены еще до взлета самолета (абоненты МТС говорят, что это не такой уж редкий случай).

Вообще с самого начала было известно, что большинство пассажиров Ан-2 оставили сотовые телефоны на аэродроме (а сам самолет связью не оборудован). И это — повод для отдельной теории заговора. Предполагается, что на самом деле люди не улетели кататься, а стали жертвами какого-то очень запутанного стечения обстоятельств. Энтузиазм самозваных «детективов» подогрело появившееся 15 июня невнятное сообщение об одном или двух дополнительных пассажирах Ан-2, имена которых остались неизвестными (возможно, спровоцированное объявлением о том, что в этом Ан-2 было 15 посадочных мест, а не 12, как в других подобных самолетах; но уже через две перепечатки места легко могли «превратиться» в пассажиров). 18 июня это сообщение было официально опровергнуто МЧС, что, конечно, не остановило фантазеров.

Но самый обсуждаемый слух по состоянию на 18 июня — это возможное уничтожение Ан-2 военными. По данным СМИ, возле поселка Кытлым, который расположен в районе поисков самолета, находится ракетная военная часть номер 20003. Эта часть обслуживает систему ядерного щита «Периметр» (хотя непосредственно там ядерных ракет нет). Некоторые журналисты предполагают, что Ан-2, несанкционированно появившийся возле военной части, был сбит зенитными орудиями. В ФСБ эту версию называют «бредовой».

Кстати, солдаты военной части в поисках самолета не участвуют. «Это молоденькие 18-летние мальчишки, в основном из Башкирии. Строители. Служат по три-шесть месяцев. Они и леса-то толком не видели, а тут тайга. Куда их?», — объяснил журналистам начальник ГУ МЧС России Свердловской области Андрей Заленский. Он добавил, что в ближайшее время часть подключит к поисковым работам 15 прапорщиков.

Все вышеперечисленные слухи, по крайней мере, безвредны. А главная головная боль поисковиков — это поступающие от местных жителей свидетельские показания. После того, как история обрела резонанс, выяснилось, что Ан-2 одновременно «видели» в десятке разных мест, а еще в двадцати местах «находили» обломки. С одной стороны, однажды очередное подобное сообщение может оказаться ценным. С другой стороны, нередко информация попадает в МЧС через десятые руки, да еще и сильно приукрашенная. А ведь каждое заявление приходится проверять, порой затрачивая на это целый день работы одного из поисковых отрядов.

Поэтому кажется странным предложение бизнесмена из Нового Уренгоя, работающего в нефтегазовой отрасли. Будучи выходцем из Серова и желая помочь родному городу, предприниматель выразил готовность заплатить 300 тысяч рублей за достоверную информацию о местонахождении Ан-2 или о направлении его полета. Казалось бы, это не тот случай, когда людей нужно материально стимулировать — все местные жители и так жаждут хоть как-то приобщиться к поискам самолета. Хотя, может быть, для бизнесмена объявление награды — как раз точно такая же «возможность приобщиться»?

В заключение стоит сказать, что ничего экстраординарного в пропаже Ан-2 все-таки нет. Этот самолет не очень большой, он вполне мог упасть в тайгу, не сломав деревья и не вызвав пожара. После этого кроны захлопнулись над ним — и обнаружить его с воздуха стало невозможно. А пешие отряды при всем желании не могут обследовать каждые сто квадратных метров территории.

Однако шанс на то, что люди до сих пор живы, еще есть. В конце июля — начале августа 2007 года в тайге в Ивдельском районе (соседний с Серовским) потерялись две школьницы из Подмосковья, отдыхавшие в лагере «Экологический десант». 12-летняя Маша Тарнопольская и 16-летняя Маша Сорокина пошли в лес ловить насекомых, имея при себе сачки, пачку печенья, компас и карту. Компас их и подвел — в этих местах наблюдается магнитная аномалия. Нашли девочек через восемь суток в 120 километрах от лагеря. Они рассказали, что питались ягодами и кедровыми орехами, так как опасались отравиться грибами. На девочках были накомарники, поэтому они не сильно страдали от насекомых. Также им повезло за все время не встретить ни одного дикого зверя.

А вот другой москвичке, заблудившейся в тех местах за десять лет до девочек, повезло меньше. Ее так никогда и не нашли.

Источник: lenta.ru

Добавить комментарий