Казанский «Мулла» на московской сцене

«Для меня татарский театр — это душа народа. И это Малому театру близко», — сказал народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.

В свое время указом президента России московскому Малому театру присвоен статус национального достояния. Где, как ни в Малом, можно увидеть поставленные по всем классическим канонам постановки пьес русских драматургов XIX века и услышать абсолютно правильную русскую речь?

— Малый театр как театр Европы

«Для меня татарский театр — это душа народа. И это Малому театру близко», — сказал народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.

В свое время указом президента России московскому Малому театру присвоен статус национального достояния. Где, как ни в Малом, можно увидеть поставленные по всем классическим канонам постановки пьес русских драматургов XIX века и услышать абсолютно правильную русскую речь?

— Малый театр как театр Европы

Татарский Академический театр — это своего рода Малый театр для всех татар, где бы они ни проживали, и национальное достояние Республики Татарстан. Сегодня на сцене Академического театра представлена лучшая татарская драматургия XX века — и только на татарском языке. Главный режиссер Татарского театра Фарид Бикчантаев в беседе с корреспондентом «Голоса России» отметил:

«Естественно, молодежь внедряет в татарский язык какие-то слова из русского и европейских языков. Этого не миновать. Но мне кажется, говорить о том, что татарский язык подвергается глубокому влиянию других языков, нельзя. Наоборот, сейчас идет процесс возвращения родного языка, в том числе и в среду молодежи. Мы это чувствуем по огромному интересу к нашим спектаклям».

В Москве спектакли татарского театра — а их в гастрольной афише восемь — идут с синхронным переводом. Татарские актеры показывают в российской столице в основном пьесы современных татарских драматургов, в том числе и свою последнюю премьеру — драму «Мулла»:

В маленькой татарской деревне остается все меньше жителей. Ей грозит и другая беда — кризис бездуховности. Сможет ли приехавший в деревню молодой городской мулла изменить ситуацию? Спектакль не дает однозначного ответа.

— В Казани проходит Всемирный конгресс татар

Исполнитель главной роли в этом спектакле молодой актер Эмиль Талипов сказал:

«Я в медресе ходил „Мухамадийя“ у нас в Казани, в мечеть ходил, а основная подготовка к роли шла через Коран. Я не знаю, как еще можно было готовиться к этой роли. Раньше я знал отдельные аяты из Корана, которым меня еще в детстве учили бабушка и дедушка, но тут пришлось много работать».

«Муллу», как и большинство гастрольных спектаклей, поставил Фарид Бикчантаев. Выпускник режиссерского факультета Института театрального искусства в Москве, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, он не раз удостаивался высших наград на международном театральном фестивале тюркских народов «Навруз».

Фестиваль проводится в Казани, столице Республики Татарстан, раз в два года. В 2011 году он собрал более 500 гостей из различных регионов России, народы которых говорят на тюркских языках, а также участников из Турции, Казахстана и других государств.

Фарид Бикчантаев является художественным руководителем «Навруза»:

«Это котел, в котором разные театральные традиции переплавляются. Турецкие театры очень активно участвуют во всех наших „Наврузах“, на каждый фестиваль привозят свои спектакли. Мы тоже бываем в Турции. В последний раз показывали в Трабзоне „Кукольную свадьбу“.

Автор этой пьесы — Гаяз Исхаки — с 1939 года и вплоть до своей кончины в 1954 году жил в Турции. По его ранним рассказам Фарид Бикчантаев мечтает поставить новый спектакль. На будущий театральный сезон запланирована и инсценировка по Нобелевскому лауреата Орхану Памуку.

Но это планы. А сейчас — гастроли в Москве, а это, по словам Фарида Бикчантаева, «очень серьезное и ответственное мероприятие». Гастроли продлятся до 15 января.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий