Актер Игорь Скляр недавно отметившйи свое 55-летие — нечастый гость в Москве. Корреспондент «Известий» Олег Кармунин встретился с актером в его родном Санкт-Петербурге.
—Как вы провели юбилей?
Актер Игорь Скляр недавно отметившйи свое 55-летие — нечастый гость в Москве. Корреспондент «Известий» Олег Кармунин встретился с актером в его родном Санкт-Петербурге.
—Как вы провели юбилей?
— Сейчас у меня в жизни единственный нетрезвый праздник — день рождения, и в моём возрасте я разрешаю себе растянуть его на несколько дней. Их я полностью вычеркиваю из жизни ради обычного мужского удовольствия — легкого пьянства. Поэтому в это время я не даю интервью, не выступаю, не играю и не снимаюсь: я выпиваю. Но это только 5 дней в году — остальные 360 я не пью.
—Как вы относитесь к юбилею?
— Никак. Полная ерунда. Меня больше интересует и заботит человеческая жизнь в целом. Для того чтобы понять смысл жизни иногда её самой и не хватает. А делать отметки, что сегодня я шевельнул левой лапкой, а послезавтра я чихнул правой ноздрей. Я вообще считаю, что человек между 15 и 55 годами довольно мало меняется, просто приобретаются новые шаблоны. Первое клише ребенок получает в двухнедельном возрасте — запах и цвет глаз мамы, у него потом это на всю жизнь остаётся. Основные принципы и человеческие установки совести, души, умственных способностей обычно устанавливаются годам к 14, а остальное это уже наросты и штампы, так называемый опыт.
—У вас было раннее взросление?
—Оно было нормальное. Например, что в детстве, во дворе есть 15—20 ребят — своя особая компания, которая настолько тебя воспитывает и ты настолько должен ей соответствовать, что невольно начинаешь жить всеми правилами дворовой жизни, которая и есть модель жизни взрослой. Сейчас, когда мальчик сидит один на один с компьютером и к нему раз в неделю приходит дружок чтобы вместе поковырять в носу или обсудить несуществующие приключения Гарри Поттера — это совсем другое. У нас во дворе можно было сделать две футбольные команды и играть целый день.
—А вы какую литературу предпочитаете?
—Русскую классическую, и зарубежную классическую, и современную. Тут и Пушкин, и Достоевский, и Томас Манн и Кнут Гамсун. А из современной — Иванов, Шишкин, Быков, Веллер; пытался читать Улицкую, но мне не очень близка женская проза. Почти всё мне нравится у Прилепина — он хорошо чувствует время и людей в этом времени, даже не взирая его политические взгляды.
—А Лимонов вам как? Прилепин его уважает.
—Никак. Я читал его в 85 году еще в те времена когда ого печатали только на западе. Он эпатажник, как будто персонаж из дешевой оперетты. Именно в этом жанре сейчас работает вся наша эстрадно-телевизионная шушера — если бы он серьезно занимался политикой, у него были бы другие лозунги и другой внешний вид. Дети тоже уважают родителей, но тем не менее, идут собственной дорогой. На мой взгляд Прилепин человек сильный, умный, опытный и талантливый, чего во многом не могу сказать о Лимонове.
—Коли уж мы заговорили о Лимонове, сейчас в стране такая общественно политическая атмосфера, что молчать трудно.
—Я не берусь, да и не хочу разбираться, что происходит в России за последний год. Мне интересно, что происходит в России хотя бы за последние 470 лет. А лучше за 720. Если вы знаете политическую историю России за последний век — это какое-то мутное брожение, прерванное двумя великими войнами. Это как меня в детства прабабушка бражкой угощала, помнится что-то странного цвета, непонятного вкуса, внутри что-то булькает и после которого стоит шум в голове. Поэтому, что касается политики, сразу оговорюсь — меня она не интересует. Российская жизнь так устроилась, что основой бытия нашего стали общинно-родовые отношения. И бороться с этим вряд ли возможно потому что они это стало нашим менталитетом. Поверьте, когда я живу в Германии 3 или 4 месяца — я абсолютно законопослушный гражданин, но когда я приезжаю в какой-нибудь Барнаул или Ижевск, то там так жить нельзя. Там тебя сочтут или дураком, или будут бить.
—Вы негативно отзывались о современных сериалах, но, тем не менее, продолжаете в них сниматься. Почему?
— Если началась гангрена, лучше отрезать один палец чтобы сохранить всю руку. Я очень часто отказываюсь, выбирая лучшее из всех зол. Вот вчера, например, звонят и предлагают сняться в 130-серийном проекте. Я им сразу говорю даже не читая сценария — «нет, спасибо». Их же никто не смотрит и эти съемки ни к чему не обязывают. Для меня настоящий сериал это «17 мгновений весны» — его смотрела вся страна и когда его первый раз показывали, даже на улицах было пусто — люди друг к другу в гости ходили чтоб увидеть очередную серию. Такие сейчас тоже есть, но их ничтожно мало. Если я приведу вас домой и покажу стопку сценариев рядом с камином, вы удивитесь, какая она большая. Это сценарии от которых я отказался и мне жалко что столько хорошей бумаги приходится пускать на растопку.
— Поговопривают, что вы снялись в фильме «Мы из джаза 2»
— Мне три года задают этот вопрос, раньше я говорил «отстаньте, я первый раз слышу», а потом да действительно, в Киеве была презентация и мне прислали сценарий. Это оказалось что-то вроде продолжения, про внука моего героя. Пока я к этому фильму отношения не имею. Съемки еще не начались и когда они начнутся — неизвестно.
— Вы сейчас служите в «Балтийском доме»?
—Трудовая книжка у меня лежит там, я три года играл в этом театре «Похороните меня за плинтусом» и вот буквально на днях пойду разговаривать с директором насчет новой работы.
—Делаете упор на антрепризу?
—Это не я, это жизнь делает.
— Многие считают, что антреприза это не очень серьезно.
—Я опять буду вторичен, третичен или десятеричен — бывают разные антрепризные спектакли. Когда собираются актеры из разных городов, из разных театров, из разных школ и репетируют с интересным режиссером не жалея на это времени, денег на декорации и костюмы — получается замечательно. Я даже однажды был членом жюри на конкурсе антрепризных спектаклей и вы знаете, бывают такие работы, которым позавидуют многие так называемые репертуарные театры, работающие «на вечность». Да и вообще никто не знает, кто для чего рожден.
Вот, говорят мол «рано умер, мало сделал, да еще пил». А кто знает — может он и пил оттого что был талантливый, или наоборот был талантливый оттого что пил. Может быть, я рожден спеть «На недельку до второго», сыграть в фильме «Мы из джаза» и в спектакле «Братья и сестры»? Всё! Я построил дом, у меня прекрасная жена, замечательный сын. Чего еще надо? Мне иногда говорят «а чего ты не пишешь, так увлекательно рассказываешь, у тебя такая интересная жизнь» — а я не знаю, мне просто лень. Я лучше лягу на диван, закурю трубку и буду смотреть на огонь в своем любимом камине. И думать.
—Это и есть счастье.
—Наверное. Знаете, я когда первый раз попал на запад, да еще в Париж, меня прямо пронзило — что же это за жизнь! Вот оно настоящее счастье, а мы, какие же мы убогие! Потом, за 25 лет, объездив пол мира, понял, что живём мы не хуже, просто по—другому, по—своему. Это представление незрелых умов о том, что лучше всегда там, где нас нет — наступает время, когда ты совершенно точно понимаешь, что хорошо именно там, где ты есть. С кем ты есть. И кто ты есть.
Источник: izvestia.ru