Перемены начинаются с Кипра

Перемены начинаются с Кипра
Довольно много специалистов указывает на беспрецедентность этого шага. Как выразился российский политик и бизнесмен Михаил Прохоров, «ЕС, по сути, открыл „ящик Пандоры“, создав опасный прецедент решения проблем капитализации банковской системы в проблемных странах. Опасный хотя бы потому, что он посягает на основу западной цивилизации: неприкосновенность частной собственности».

— Путин: «Введение на Кипре налога на вклады — несправедливо и опасно»

Довольно много специалистов указывает на беспрецедентность этого шага. Как выразился российский политик и бизнесмен Михаил Прохоров, «ЕС, по сути, открыл „ящик Пандоры“, создав опасный прецедент решения проблем капитализации банковской системы в проблемных странах. Опасный хотя бы потому, что он посягает на основу западной цивилизации: неприкосновенность частной собственности».

— Путин: «Введение на Кипре налога на вклады — несправедливо и опасно»

Перемены начинаются с Кипра

Общим местом стала параллель с российским историческим опытом: как известно, советские власти много раз под тем или иным соусом проводили конфискационные денежные реформы. Единовременный налог в том виде, в котором его предлагает Брюссель, является типичной экспроприацией по-ленински.

Правда, есть мнение, что здесь, скорее, мы видим реализацию большевистского лозунга «Грабь награбленное». Но даже если это и так, существо вопроса не меняется. «Экспроприация экспроприируемого» противоречит ценностным установкам Запада так же, как и тривиальный грабёж (хотя и манит отблеском вселенской справедливости).

— Кипр. Нельзя помочь бедному, разоряя богатого

Если спуститься «с высот на землю», то в случае с Кипром следует говорить о размывании базовых устоев еврозоны. Основную проблему эксперты видят в ослаблении доверия вкладчиков и инвесторов. Тот же Прохоров допускает, что принудительная экспроприация частной собственности наверняка вызовет цепную реакцию: отток вкладов по всему Евросоюзу, крах банковской системы, финансовый коллапс, остановка промышленности, массовая безработица. В итоге, «о кризисе 2008 года мы будем ностальгировать как о „золотом веке капитализма“, — резюмирует Прохоров.

Евродепутат от португальской Народной партии Диогу Фейу напоминает о фундаменте, на котором покоится Европейский союз: «принципы свободного рынка, уважение частной собственности и свобода передвижения капиталов ни при каких обстоятельствах не могут быть поставлены под сомнение, — полагает евродепутат, — неуважение этих принципов не соответствует свободному демократическому характеру Евросоюза, а является более характерным для коммунистических режимов».

Впрочем, многие эксперты не склонны излишне драматизировать ситуацию. Замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев отметил:

«Всё гораздо сложнее. Надо учитывать, что такое Кипр. Это офшорная зона в рамках единого финансового пространства ЕС. И Евросоюз заинтересован в том, чтобы все финансовые учреждения работали по единым правилам, по единым стандартам. Чтобы мест, где можно „поиграть“ с налогами, не было. Сказать, что это начало развала капитализма, нельзя. С другой стороны, чистого капитализма не существует. Всегда все ошибки правящих кругов исправлялись за счёт людей — за счёт их денег и качества жизни. От этого никуда не уйти. Вопрос в том, как это делается. Подход вызывает удивление».

Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил в среду, что Россия в текущей ситуации может поставить вопрос о расторжении договора об избежании двойного налогообложения с Кипром. Вместе с тем, некоторые эксперты полагают, что Никосию этим не напугаешь. По мнению директора департамента стратегического планирования компании ФБК Игоря Николаева, договор об избежании двойного налогообложения, скорее, нужен был тем, кто работал через Кипр, когда он официально был офшором.

Кстати говоря, Николаев находит аналогию с действиями советских властей не вполне удачной. По его мнению, гораздо более правильно апеллировать к тому, что от Еврогруппы удивительны подобные решения, потому что основа рыночной экономики — это как раз священность права собственности, и в данном случае это поставлено под сомнение.

«Да Кипр и сам прекрасно понимает, что мера-то не самая хорошая, что продемонстрировало голосование в парламенте», — считает Николаев.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, в свою очередь, напоминает, что в свое время Кипр был единственной страной, которая являлась офшорной зоной и имела соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией. По его словам, пару лет назад российский Минфин добился корректировки этого положения, и налогообложение стало повышаться. Поэтому постепенно Кипр уже начал терять свою привлекательность как налоговая гавань и место, где можно укрывать бенефициаров компаний.

«Я думаю, что, в любом случае, лет через пять-десять Кипр перестал бы быть зоной интересов компаний и частных лиц», — сказал Шохин. По словам главы РСПП, Россия уже обещала помочь Кипру в обмен на раскрытие информации о конечных бенефициарах различных счетов, и эта сделка была направлена на деофшоризацию. Но, конечно, такого «сильного» хода как экспроприация никто не ожидал.

— «Брюссель и Никосия действуют как экспроприаторы»

По мнению аналитиков РИА Рейтинг, столь оригинальное решение в развитых странах не применялось уже многие десятилетия, да и в целом по историческим меркам является нонсенсом. Можно даже сказать, что наступил критический момент, когда европейские ценности и европейские интересы вступили в явное и открытое противоречие — чем-то придется пожертвовать. Вряд ли интересами — скорее ценностями, полагают эксперты.

Кипрский кризис свидетельствует о том, что в Европе нет никакого пиетета по отношению к частной собственности. Возможно, говорить о крушении капитализма действительно пока рановато, но уж о коренной перестройке с непонятными последствиями говорить самое время. Алармисты даже допускают, что над Кипром Евросоюз проделывает некий опыт, результат которого вполне можно будет распространить и на остальную Европу.

По их мнению, Кипр может стать «первой ласточкой» предстоящей масштабной экспроприации финансов корпораций и рядовых граждан. Его примеру вполне могут последовать другие страны с низкими ставками налогообложения. Прежде всего, речь идет о Швейцарии, Нидерландах и Мальте. Причиной этого, как и в случае с Кипром, может стать давление со стороны компетентных органов Европейского союза.

Всему виной, как говорят аналитики, явный дисбаланс в ставках налогообложения, который приводит к массовой миграции капитала. Эту тенденцию отчетливо выявляет недавно опубликованный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) отчет «О размывании налогооблагаемой базы и переносе прибыли (в юрисдикции с более выгодным налогообложением)».

В нём указаны страны, которые ныне являются своеобразными «тихими гаванями», куда предпочитает убегать капитал. В частности, был определен коэффициент, показывающий соотношения прибыли корпораций, включая финансовые, к ВВП.

В развитых государствах Запада, где, как известно, ставки налогообложения наиболее высоки, он колеблется в пределах от 0,2 до 2,6 процента. В Нидерландах он равен 4,6 процента, а, например, на Кипре — 18,2 процента. В то же время в таком классическом офшоре, как Британские Виргинские острова, данный коэффициент достигает 645,7 процента. Таким образом, возглавляет черный список ОЭСР далеко не Кипр.

Судя по всему, мы вполне можем иметь дело с очень своеобразным стартом общеевропейской антиофшорной кампании. По словам экспертов, методы регуляции могут быть разными, например, трансфертное ценообразование и регулирование операций между связанными компаниями групп. Но, судя по первым шагам, в ближайшее время стоит ожидать введения неких глобальных механизмов контроля, призванных сделать невозможными переток капитала в государства с более низкими ставками налогообложения.

Очевидно, что в условиях, когда ставки налогообложения в ведущих государствах Евросоюза доведены до критической черты, за которой может последовать массовое бегство капитала, у ЕС не остается выхода, как перекрывать все существующие «лазейки».

Конечно, Кипр для европейцев был символом пенсионного рая — недорогой страны с мягким климатом, где так хорошо жить на честно заработанную европенсию. Потеря изрядной части накопленного отпугнет потенциальных покупателей недвижимости и обрушит и без того полуживой рынок ее продаж.

Однако не всё так плохо. Последние исследования, проведенные Европейской комиссией и Международным энергетическим агентством с целью изучения будущего мировой энергетики, показали, что в регионе Восточного Средиземноморья могут залегать значительные запасы газа.

По идее, Кипр должен в скором времени приступить к скорейшему принятию всех необходимых решений, связанных с разведкой нефтегазовых участков, строительством терминалов СПГ и терминалов для хранения жидкого топлива. Первостепенное значение на сегодня имеет наличие общего стратегического плана.

— Депутаты парламента Кипра разработали альтернативный стабилизационный план

Наряду с другими поставщиками энергоресурсов Восточного Средиземноморья, Кипр должен рассмотреть возможности взаимного сотрудничества как друг с другом, так и с международными компаниями, участвующими в разведке и добыче углеводородов в регионе. Совместная работа, следование общей стратегии и целям, безусловно, приумножат выгоду от энергетических проектов. И участие России здесь было бы весьма кстати.

В течение нескольких десятилетий у Кипра есть блестящая возможность стать экспортером энергоресурсов, превратиться в энергетический хаб и, возможно, в энергетический центр, предоставляющий полный пакет продуктов и услуг в сфере энергетики. И если дело пойдёт, новые поколения островитян возблагодарят судьбу за то, что их страна перестала быть финансовым «проходным двором» мирового масштаба.

Все материалы по теме «Банковский кризис на Кипре» можно прочитать здесь.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий