Из сводок новостей и с экранов телевизор на сцену, в куплеты, на кинопленку и в объективы фотоаппаратов. Финансовый кризис вдохновляет на творчество. Теме «финансы поют романсы», о панике на биржах ставят спектакли, истории про баснословные прибыли и сокрушительные банкротства снимают в кино. Произведения о кризисе — актуальны, популярны и приносят прибыль.
Из сводок новостей и с экранов телевизор на сцену, в куплеты, на кинопленку и в объективы фотоаппаратов. Финансовый кризис вдохновляет на творчество. Теме «финансы поют романсы», о панике на биржах ставят спектакли, истории про баснословные прибыли и сокрушительные банкротства снимают в кино. Произведения о кризисе — актуальны, популярны и приносят прибыль.
Историю финансового коллапса на Уолл-Стрит в развлекательную обертку голливудского блокбастера удачно завернул режиссер Оливер Стоун. Это продолжение его же фильма 1987 года. И сиквелом Стоун ставит диагноз «обществу потребления», он уже рассказывал, что спекуляция на заемные деньги приводит к краху, но никто не сделал выводы.
Главный герой — финансовый воротила Гордон Гекко в исполнении Майкла Дугласа выходит из тюрьмы, где сидел за мошенничество. В сценарий удачно вписаны реальные события — мировая банковская система трещит по швам, корпорации разоряются. Чтобы вжиться в роль и создать собирательный образ современного брокера, актер Шиа ЛаБёф даже получил лицензию трейдера, пустив в оборот собственные 20 тысяч долларов. Кстати, неплохо заработал.
«Я завтракал, приходил на съемки и как будто на самом деле пускал в оборот миллионы долларов. Я просматривал счета, не выпускал из рук Blackberry, покупал партию соевых бобов за 3 миллиона долларов, потом шел домой, ложился спать, просыпался и все повторялось», — вспоминает актер Шиа ЛаБёф, игравший в фильме «Уолл-Стрит».
«Возле перехода в метро ко мне подошел молодой человек лет 35, в хорошем пальто, очень хорошо одетый и спросил: «Вы не поможете мне с работой? Я не знаю, куда мне пойти. Может, мне охранником устроиться?» — говорит Вячеслав Дурненков, драматург.
Вячеслав Дурненков рассказывает, как ему пришла в голову идея написать пьесу «Сухие завтраки». Главный герой — уволенный менеджер среднего звена. Образ собирательный. Работа в офисе, два раза в неделю фитнес, кредит на машину, отдых в Турции. С увольнением приходит понимание, что работа не была любимой, но без нее не найти себе места. И главная проблема — не чем заработать на жизнь, а чем заполнить ее.
Американский фотограф Филипп Толедано называет себя офисным археологом. Его вдохновила эстетика опустевших в кризис компаний-банкротов. Брошенные компьютеры, перевернутая мебель, забытые фотографии. Следы внезапно прерванной офисной жизни вошли в фотоальбом, который тут же стал популярен в Америке.
Филипп Толедано: «Я, например, получал письма от людей, которые писали, что они только–только начинают собственный бизнес. И первое, что они сделали — это купили мой альбом с фотографиями обанкротившихся фирм, чтобы все время помнить, что их ждет, если они не будут много „пахать“.
Из электронного табло — такие обычно висят перед входом на биржу — современный художник Аристарх Чернышов сделал арт-объект. Котировки акций у него „толкают вверх“ не новости, а строки из поэмы Пушкина. Если табло подключить к компьютеру со специальной программой, можно следить за котировками онлайн. Несколько таких арт-объектов приобрели финансовые корпорации в России и Америке.
Аристарх Чернышов: „Табло, которое отражает котировки акций на бирже, это тоже источник вдохновения. На самом деле эта работа о том, что сводки новостей, биржевые сводки — это как раз и есть поэзия наших дней. Потому что с моей точки зрения, поэзия умерла. А вот этот поток, этот хаос — это и есть поэзия, в которой люди плывут вот в этом потоке“.
Творения вдохновленных кризисом авторов не сходят с полок книжных магазинов уже второй год подряд. Причем найти можно произведения на любой вкус. О кризисе пишут экономисты. Вот, например, книга Сергея Дубинина, бывшего главы Центробанка. Конечно же, пишут историки. Вот, кстати, звонкое название „Кризисы в истории цивилизации“. Тему не обходят стороной публицисты. Популярный в последние годы Николай Стариков посвятил ей не одно свое произведение. Есть так называемая бизнес-литература. Это, как правило, пособия, как справиться с финансовыми проблемами. И даже художественные романы. Вот и беллетрист Борис Акунин заставляет главного героя своей книги — внука знаменитого Фандорина — в буквальном смысле слова уплывать от финансовых неурядиц.
Он простыми словами объясняет читателям, как доллар стал мировой валютой, почему Евросоюз трещит по швам, а бензин в России дороже, чем в Америке. Это раньше Николай Стариков писал книги в основном на исторические темы, сейчас на пике популярности — экономические опусы. Типографии печатают огромными тиражами его «Шерше ля нефть», «Спасение доллара — война», «Кризис — как это делается».
«Я начал писать книгу о создании Федеральной резервной системы. И тут как специально наши американские партнеры начали кризис. Мне оставалось всего лишь поглубже изучить механизмы организации этого кризиса, его текущее состояние и добавить несколько глав уже готовой новой книги про резервную систему», — рассказывает писатель Николай Стариков.
Переложить на музыку графики падения акций придумали американские трейдеры, оставшись в кризис без работы.
Сколько стоит нефть, какая инфляция, что обсуждают в правительстве — за новостями экономики Виктору Богораду ежедневно приходится следить по долгу службы. Он рисует карикатуры для экономических статей в газетах. Кризис смеху не помеха. Превратим его в утеху.
Виктор Богорад, карикатурист: «Потребность смотреть на беды с помощью юмора — это просто облегчает восприятие жизни. Вот и все. Что касается самого кризиса, то я считаю, у нас он имеет очень странные формы, я бы сказал уродливые. Что дает возможность рисовать карикатуры».
«Тополиный пух упал в цене, значит я умру на ценовой войне. Мне говорят, это рискованный бизнес, мне говорят, что наступает кризис. Я отвечаю, что поделать, мне скучно делать то, что делают все», — песен о кризисе за два года написано столько, что и не сосчитать. Рэп, рок, попса, шансон. Для уже позабытых и малоизвестных музыкантов спеть о насущном — это возможность погромче заявить о себе. Молодой музыкант Паша Чехов кем только не работал — торговал компьютерами, мебелью, потом решил всерьез заняться музыкой. С песней «Кризис наступает», что называется, попал в струю.
«Кризис — это регулярное явление. Если ты раз в 10 лет напишешь песню о кризисе, то рано или поздно ты попадешь и предугадаешь. Это происходит регулярно», — считает певец Паша Чехов.
Реклама на «Кризис-радио»: «Проблемы на работе? Ушла девушка? Затронул кризис? Нечего есть? Магазин огнестрельного оружия „Кольт“ на Кутузовском. Один патрон в подарок».
«Кризис-шмизис» — сборник мульт-историй про офисных сотрудников, семейку олигархов, радиостанцию-банкрот и рекламную студию — буквально взорвал российский Интернет. 80 сценаристов перенесли на экран истории из собственной жизни. На сайте, где выложили мультфильмы, даже сбился счетчик — остановился на десяти тысячах просмотров в сутки.
Дмитрий Колесников, режиссер: «Был придуман директор, который такой хитрый бобер, у которого в принципе все хорошо. И он, услышав про кризис, решил сэкономить на сотрудниках. И второй персонаж у нас был позитивный лось. Он пропитан позитивом, на таких ездит начальство.
»Наша задача была — взять реальность и перевернуть ее таким образом, чтобы абсурд достиг такого уровня, чтобы люди поняли, что к этому нужно относиться с юмором. А не как иначе. Что бывают разные трудности. Нас пугают этими трудностями. Но нужно смотреть вперед. И юмор помогает справляться с какими-то вещами», — считает креативный директор Евгения Милютина.
Источник: vesti.ru