Здравствуй, незнакомая Россия! («Русское поле», Германия)

Здравствуй, незнакомая Россия! (
«Прекрасная незнакомка»Даже если вы родились и выросли в России, то в ваших мечтах о путешествиях есть город, который каждый хочет увидеть воочию. Это — прекрасный и мистический Санкт-Петербург. Город-призрак, город-мираж, в обрамлении голубого ожерелья Невы и множества романтических рек и каналов, овеянный балтийскими ветрами — крупнейшая сокровищница искусств под открытым небом, пишет портал «Русское поле».

«Прекрасная незнакомка»Даже если вы родились и выросли в России, то в ваших мечтах о путешествиях есть город, который каждый хочет увидеть воочию. Это — прекрасный и мистический Санкт-Петербург. Город-призрак, город-мираж, в обрамлении голубого ожерелья Невы и множества романтических рек и каналов, овеянный балтийскими ветрами — крупнейшая сокровищница искусств под открытым небом, пишет портал «Русское поле».

Здравствуй, незнакомая Россия! (

Петербург славили поэты и писатели, ему посвящали песни, его подвигом восхищались разные поколения. Сюда стремятся люди со всего мира. Для каждого этот город свой, и у каждого здесь есть свои любимые места, сады, парки, музеи и театры, утверждает издание.

А как же быть тем русским, которые родились за рубежом, в России никогда не были, по-русски говорят только дома, да и то на бытовые темы? А главное — находятся еще в совсем раннем юношеском возрасте? Что же такие люди могут почерпнуть о своей исторической родине? — задается вопросами портал, отмечая, что сегодня средства информации уделяют России очень мало внимания, разве что о «ничтожных» Pussy Riot говорят «без конца и края», «пугая молодых».

«…И ни слова о величайшей истории и культуре этой страны. Канули в лету те времена, когда Россия в Европе была в моде, не пришлось пожить в те благостные дни нашим детям. Да у них уже и ментальность другая. И ездят они отдыхать с родителями (если нет родственников на просторах бывшего СССР) в теплые страны к чужим морям. Туда и поездка дешевле, и комфорт гарантирован, и визы не нужны. И вырастают дети европейцами, „Иванами, родства не помнящими“. Успешная интеграция, по существу, заменена ассимиляцией», — пишет издание.

Однако есть семьи соотечественников, где родители хотят, чтобы их дети никогда не забывали своих родовых корней, сообщает портал. Ради этого они отдают их в русские школы дополнительного образования. Здесь ребята изучают русский язык, постигают азы великой литературы и культуры. В некоторых школах есть и уроки истории.

Правда, таких школ не много, поэтому историю России дети практически не знают. Адаптированного учебника для школ дальнего зарубежья не существует. Все, что ученикам дается, зиждется на личных пристрастиях и интересах педагогов. Кроме того, не все педагоги родом из России, с сожалением констатирует портал.

Самое же печальное — то, что сама Россия остается для растущих за рубежом русскоязычных детей страной неизвестной, не очень привлекательной, а значит, чужой, утверждает издание, добавляя, что в этом нет ничего удивительного, поскольку неизвестное всегда чуждо, а значит, как гласит известная русская поговорка, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Именно для этих благородных целей, сообщает портал, уже пять лет назад в Департаменте по делам соотечественников МИД РФ принята культурно-образовательная программа для молодежи «Здравствуй, Россия!», и успех этой программы — большая заслуга Ирины Ивановны Гнедковой — «общей мамы с дипломатическим статусом».

По этой программе знакомство с Россией предлагается начать именно с культурной столицы — Санкт-Петербурга. Девять летних дней молодые люди из разных стран мира проводят, любуясь архитектурными памятниками, знакомясь с коллекциями Эрмитажа и Русского музея, вдыхают морской воздух знаменитых парков Петродворца, посещают Пушкинский лицей и музей-квартиру на Мойке, 12, пишет издание.

Но главное, в эти дни они окунаются в саму атмосферу жизни незнакомой, но уже привлекательной страны, приобретают новых друзей со всего мира, поют и говорят по-русски, отмечает издание.

В побывавшей недавно в России группе из Германии было 50 подростков из разных городов и федеральных земель. Формально все они рекомендованы общественными организациями и русскими школами. Но культурологический уровень этих ребят очень разный. Например, были среди них и такие, кто впервые узнал о том, что в мире существуют музеи и театры, сообщает «Русское поле».

«…В этом нет вины наших детей. Есть недоработки родителей, педагогов, да и сама среда, в которой растут ребята, не стимулирует, к сожалению, интеллектуальное развитие. Немецкое образование построено сугубо прикладным образом», — пишет портал, отмечая, что именно поэтому для детей соотечественников «великим благом является посещение русских школ дополнительного образования и участие в программе „Здравствуй, Россия!“.

Все расходы, включая авиаперелет, проживание, экскурсионное обслуживание, питание, берет на себя российская сторона, сообщает издание. Учитывая, что дети приезжают со всего мира, сумма получается немалая.

Но это тот случай, когда Россия не должна экономить, подчеркивает «Русское поле», поясняя, что в бухгалтерском учете есть понятие «доходы будущих периодов», и для России дети, побывавшие в стране по образовательной программе, — нравственные доходы будущего.

Даже если они не свяжут свою судьбу с исторической Родиной, есть гарантия, что, впитав великую культуру, узнав историю, приняв ее духовные ценности, они никогда не будут враждебны по отношению к России. Именно эти дети в будущем будут формировать позитивное отношение к стране отцов в европейском сообществе. «Только на них мы можем рассчитывать в будущем. Они и есть наша „мягкая“ сила, о необходимости которой так много говорится сегодня», — пишет издание.

«Всю мою жизнь буду вспоминать эту поездку. Я впервые был в России. Влюбился в город на Неве и благодарен правительству РФ за эту программу», — приводит издание отзыв Валентина Ш. из Нюрнберга.

«Трудно забыть посещение Петропавловского собора. И еще экскурсию в артиллерийский музей. Даже представить себе не мог, что историю можно понять, если увидеть зкспозицию боевого заслуженного оружия. В Пушкинском лицее понял, что здесь все настоящее, здесь жил и учился Пушкин. А еще знаете, какие красивые девушки в России, и их так много. Жалко, что видишь их только из окна автобуса» — цитирует портал другого участника поездки — Никиту Р. из Саарбрюкена.

Марк Н. из Карлсруэ так написал о Пушкине: «Я вырос с Пушкиным. Мне его читали с детства. Но меня потрясло посещение квартиры на Мойке, 12. Я никогда до этого не был в тех местах, где писатели жили. Среди этих вещей лучше узнаешь человека и вспоминаешь его стихи. Интересно, как это вся Россия знала Пушкина, когда не было Интернета?»

А ребята из Болгарии, пишет портал, назвали Россию «прекрасной незнакомкой»…

Единственное, чего не хватало в программе, отмечает издание, — это возможности узнать что-то о жизни сегодняшней России, ведь ребята очень хотели познакомиться со своими сверстниками, живущими там, их семьями, увидеть российские школы, поучаствовать в двусторонних дискуссиях.

«Значит, подобных программ должно быть больше. И они должны быть рассчитаны на разные возрастные категории, включая студентов и молодых специалистов. Хорошо бы, чтобы такие программы формировались и по линии Россотрудничества. Нельзя успокаиваться только одноразовыми концертами на площадях и в парках. Нужно как можно больше делать для молодежи, живущей за рубежом», — призывает в заключение портал «Русское поле».

Паззл под названием Фаберже

В женевском Фонде Бодмера состоялась презентация вышедшего в издательстве Slatkine роскошного фолианта, посвященного жизни и работе великого ювелира. Этот труд, на подготовку которого авторы потратили более десяти лет, заслуженно можно назвать «Энциклопедией Фаберже», пишет швейцарская «Наша газета.ch».

«На сегодняшний день о Карле Фаберже написаны более 3000 книг и статей, что свидетельствует о живом интересе к последнему царскому ювелиру. Однако большинство авторов довольствуются систематическим повторением одних и тех же историй, с одними и теми же серьезными ошибками» — такими словами начинается предисловие к книге «Fabergé. A comprehensive reference book», написанное одним из ее авторов — правнучкой мастера Татьяной Федоровной Фаберже.

Все знают Карла Фаберже как любимого ювелира двух последних русских царей и создателя знаменитых пасхальных яиц, и гораздо менее известно то, как закончилось пребывание семьи Фаберже в России, пишет газета и рассказывает, как это было.

В мае 1916 года, сообщает издание, фирма «Фаберже» стала акционерным обществом с капиталом три миллиона рублей. В январе 1918 года акционеры приняли решение о ликвидации общества, делами стал управлять «Комитет служаших Товарищества К. Фаберже». В том же году Дом Фаберже был национализирован большевиками, в октябре капитал Товарищества был конфискован.

За месяц до этого, в сентябре 1918 года, рассказывает газета, Карл Фаберже покинул Петроград поездом, направлявшимся в Ригу. В декабре того же года, когда волна революции докатилась до Латвии, он выехал в Германию и осел сначала в Бад Хомбурге, а затем в Висбадене. Его старший сын Евгений добирался до Финляндии вместе с матерью через заваленный снегом лес пешком и на санях — их опасное путешествие завершилось в декабре 1918-го.

Лишь к июню 1920 года Евгений добрался до Висбадена, откуда отправился с отцом в Швейцарию, где остальные члены семьи уже нашли приют в отеле Bellevue в местечке Пюйи, недалеко от Лозанны.

Петер Карл Фаберже так и не оправился от шока русской революции, пишет издание, — он умер в Швейцарии 24 сентября 1920 года. По словам Евгения Фаберже, «его сердце было разбито после 50-летнего творческого труда». Пять лет спустя умерла его жена Августа. Супруги воссоединились в 1930 году, когда Евгений и Федор Агафонович Фаберже, отец Татьяны, перенесли прах Петера Карла Фаберже в могилу его супруги на кладбище du Grand Jas в Каннах.

Большинство ранее изданных трудов о Фаберже основаны на информации, содержавшейся в переписке Евгения Фаберже в 1930-х годах с Генри Бэйнбриджем, издавшим первую биографию великого ювелира в 1949 году. Бэйнбридж, управлявший лондонским филиалом фирмы Фаберже, записал собственные воспоминания о встречах с патроном, отмечает газета.

Главный мастер и художник фирмы швейцарец Франсуа Бирбаум, работавший у Фаберже с 1893 года до самого конца, после революции искренне пытался организовать в Петрограде курсы обучения своему редкому ремеслу при Наркопросе, спасти оборудование и инструменты фирмы Фаберже.

Вполне в духе того времени, пишет издание, в 1919 году он был посажен в тюрьму на 32 дня (большевики думали, что он знал, где спрятаны сокровища Фаберже), после чего отпущен и выбран по конкурсу на должность заведующего отделом в Академии материальной культуры. Еще раньше, в апреле 1917 года, кандидатура Бирбаума рассматривалась на должность комиссара по декоративно-прикладному искусству во вновь учреждаемом Министерстве культуры, которое так и не было создано. Несмотря на такое поощрение, Бирбаум все же благоразумно покинул Россию в мае 1920 года.

Невзирая на обилие деталей, позволяющих составить мнение о личности и характере Фаберже, отличительной чертой которого и залогом успеха была толерантность, Бэйнбридж, по словам Татьяны Федоровны, был больше озабочен саморекламированием, чем восстановлением исторической правды.

Но это момент субъективный. Объективно же, отмечает «Наша газета.ch», у поклонников и исследователей творчества Фаберже не было возможности проверить подлинность имевшейся в их распоряжении информации. Письма царя, счета фирмы Фаберже, документы царской канцелярии и составленные уже большевиками инвентарные списки — все это скрывалось в стране Советов после революции.

В то же время все другие документы, семейный архив Фаберже, передаваемый от поколения поколению, также не были доступны исследователям. А ведь в многочисленных папках хранились бухгалтерские книги, списки конфискованных большевиками предметов, в частности коллекция фотографий серебряного столового сервиза, изготовленного по эскизам архитектора Федора Шехтеля в московском филиале фирмы для семьи золотопромышленника Александра Кельха, рассказывает газета.

Все эти пробелы в истории всемирно известного ювелирного дома и взялся заполнить авторский коллектив в составе трех человек: Татьяны Фаберже, уже задумавшей новый проект — о судьбе всех разбросанных по свету членов семьи после 1919 года; Эрика-Алена Колера, швейцарского журналиста, много сделавшего для восстановления доброго имени Франсуа Бирбаума; и Валентина Скурлова, уроженца Ленинграда, одного из лучших в мире экспертов по наследию Фаберже, сообщает издание.

Более 10 лет они скрупулезно собирали десятки тысяч кусочков паззла, имя которому — Петер Карл Фаберже, причиной чего, по словам Татьяны Фаберже, стало их «коллективное сумасшествие».

После начала перестройки правнучка мастера познакомилась с Валентином Скурловым, откопавшим в архивах Академии наук записи Франсуа Бирбаума, датированные 1919 годом и пролившие новый свет на Дом Фаберже. Именно тогда ей стало ясно, сколько еще в его истории было белых пятен.

При этом собеседница издания никого не обвиняет в преднамеренном искажении фактов, однако подчеркивает, что многие эксперты по Фаберже — одновременно еще и дилеры, которые заинтересованы в выдвижении на первый план той информации, которая им выгодна.

Валентин Скурлов впервые увидел книгу лишь несколько дней назад, прилетев на презентацию. В ответ на вопрос, доволен ли он результатом, эксперт сказал: «Об этом пускай уж судят те, кому в руки он попадет, ведь теперь книга живет самостоятельной жизни, в отрыве от нас, авторов. Могу сказать лишь: я уверен, что каждый интересующийся наследием Фаберже читатель найдет в ней что-то, о чем и не подозревал».

Валентин Скурлов также сообщил изданию, что так долго работал над книгой, что теперь, пролистывая ее, с трудом или с удивлением узнает некоторые вещи. «Жалею, что, несмотря на обилие — даже изобилие! — обработанного материала что-то все же осталось за бортом», — добавил он.

По словам собеседника издания, при составлении книги авторы применили энциклопедический подход, и в этом есть как плюсы, так и минусы.

«Например, некоторые фото вышли маленькими, а другие — на всю страницу, например, медальон размером всего в семь сантиметров увеличен фотографом до двадцати двух. Пусть это не соответствует реальным размерам, зато показывает, что изделия Фаберже не боятся изучения под лупой — даже самый взыскательный критик не найдет изъяна!» — цитирует Валентина Скурлова газета.

По словам эксперта, в книге поименно упомянуты более 450 сотрудников Дома Фаберже, но этот список не полный просто из-за отсутствия точной информации. Известно лишь, что по переписи на 1910 год на Дом Фаберже трудилось от 600 до 700 человек. Что же касается художников, то в книгу попали и те, кто формально с Фаберже не сотрудничал.

Собеседник издания отметил также, что, как и любая энциклопедия, новая книга о Фаберже рассчитана на широкую читательскую аудиторию.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий