«Ленком»: «Пять вечеров» и вся жизнь

«Ленком»: «Пять вечеров» и вся жизнь
Новости

Новости

«Ленком»: «Пять вечеров» и вся жизнь

В программе российского национального театрального фестиваля «Золотая маска» — опера Генделя «Агриппина». Спектакль привозит в Москву из Владикавказа Театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания, которым руководит Лариса Гергиева. Дирижер — Евгений Кириллов, режиссер — Софья Сираканян. В работе объединились труппы оперного и русского драматического театров Владикавказа, а также молодежь Мариинского театра. В партии Агриппины — Наталья Серегина, Венера — солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Мария Баянкина.

В Москву впервые приезжает американский театр Double Edge из Массачусетса. 17 марта он покажет спектакль «Гранд Парад» в постановке режиссера Стейси Клейна (музыка российского композитора Александра Бакши). Спектакль соединяет в себе разные жанры, в его основе — образные ассоциации с живописью Марка Шагала.

С 12 по 19 марта в Нижнем Новгороде пройдет театральный фестиваль. В программу включены драматические, хореографические, оперные и кукольные спектакли 12 коллективов из Арзамаса, Дзержинска и самого Нижнего Новгорода. В афише много детских спектаклей, а также постановки по пьесам Островского, Чехова, Бернарда Шоу, Шекспира, Александра Володина.

X Международный фестиваль пройдет в Новом Уренгое с 20 по 25 марта. Новый Уренгой — промышленный центр Ямало-Ненецкого округа, а Ямал — полуостров. Отсюда и остроумное название фестиваля «Я — мал, привет!». В нем принимают участие театры из Астрахани, Великого Новгорода, Кемерова, Мариинска, Москвы, Нового Уренгоя, Санкт-Петербурга, итальянской Равенны и Токио. В афише 12 спектаклей для детей разного возраста.

25 марта в московском Театре имени Ермоловой состоится премьера спектакля «Портрет Дориана Грея». Инсценировку романа Оскара Уайльда сделал Александр Созонов, он же режиссер спектакля. Роль Лорда Генри сыграет художественный руководитель театра Олег Меньшиков. В роли Дориана Грея — Сергей Кемпо.

Премьера

«Пять вечеров» в «Ленкоме» — это уже третья за последние годы московская версия пьесы Александра Володина после постановки в «Современнике» (Александр Огарев) и в театре Петра Фоменко (Виктор Рыжаков). Режиссерам, которые за нее принимаются, приходится изрядно рисковать, потому что на памяти у всех выдающаяся одноименная картина Никиты Михалкова с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным. В новой работе «Ленкома» все резче и грубее, чем в фильме.

Наверное, большинство наших слушателей помнит сюжет, но все же. Бывший фронтовик Ильин через много лет после окончания войны возвращается в «свой город, знакомый до слез», в Ленинград. У него отпуск и легкая интрижка с продавщицей Зоей, но его душа с той женщиной, с которой его разлучила война, с Тамарой.

Кстати, это факт биографии самого Александра Володина. Именно эти слова сказала ему его будущая жена, провожая на фронт. Нашего героя, Ильина, Тамара идеализировала, как все влюбленные женщины. Решив с ней повидаться, он боится ее разочаровать, врет, будто стал главным инженером химкомбината. На самом деле он служит шофером на Севере. Потом, испугавшись то ли разоблачения, то ли непривычной жизни, бежит из ее дома, но вновь возвращается, чтобы остаться уже навсегда.

Действие спектакля происходит на узкой полоске авансцены, к ней «придвинута» стена: местами видна кирпичная кладка, местами — ободранные обои. Двухъярусная кровать, которая стоит не на ножках, а на книжках. Много предметов того времени — просто, как в музее быта. И где их только раздобыли — эти старые телефонные аппараты, вязаные с начесом рейтузы, телогрейки, тетради в клеенчатой обложке, кульманы для черчения, широкие мужские брюки, щетки, которые надевали на ноги, чтобы растереть мастику, радиоприемники?

В старой, как мир, и всегда новой истории любви много комического, смешного. Она должна быть сыграна актерами «Ленкома» на стыке острой характерности и серьезного драматического содержания, но пока это получается только у Александра Сирина (он играет Тимофеева, друга Ильина), Полины Чекан (исполнительница крохотной роли официантки в привокзальном буфете) и в первую очередь Олеси Железняк. Она мастерица веселить публику (чаще всего режиссеры для этого и приглашают ее на ту или иную роль), но этим умением она в спектакле «Пять вечеров» не спекулирует. Пережившая блокаду, в одиночестве воспитавшая племянника, привыкшая жить полной жизнью только на производстве, героиня Олеси Железняк в ужасающих обстоятельствах сохранила и чувство собственного достоинства, и свою любовь. Актриса рассказала:

«В спектакле мы говорим и про то время, и про это, и про историю, которая привязана к определенному времени и оторвана от него, и про людей, и про верность, и про ожидание, и про идеалы, и про любовь. Я счастлива, что мне доверили эту роль.

Я люблю, когда есть и юмор, и что-то трагическое, и лирическое, и драматическое, когда все рядом, как в жизни. Мы старались сделать так, чтобы было и смешно, и грустно.

Пьеса прекрасная. Она дает возможность прикоснуться ко времени молодости наших родителей. Знаете, когда я смотрю на фотографии мамы, папы, вижу эти лица, их друзей, подружек — люди очень одухотворенные, со своими идеалами, в которые они верили. В общем, в спектакле все то же самое».

Пьеса «Пять вечеров» про любовь и те испытания, которые она, и только она одна, может преодолеть. В эти пять вечеров, по сути, уместилась вся жизнь героев. В пьесе Володина есть указания на то, что Тамара пережила блокаду Ленинграда, а Ильин после войны был репрессирован. Он боится, что Тамара узнает об этом, и не хочет, чтобы прошлое вторгалось в их отношения.

В театральном фойе выставлены мониторы: краткая справка по истории ГУЛАГа и фотографии заключенных в фас и профиль. Спектакль начинается прологом: в дверном проеме застывает группа мужчин в ватниках и валенках с номерами, нашитыми на одежду. Воет ветер, людей заносит снегом. Когда Ильин соберется бежать от Тамары в Иркутск, снег — как память о страшном прошлом — ворвется прямо в ее комнату. И когда ему кажется, что Тамара вот-вот его прогонит, ему слышится окрик лагерного охранника. Андрей Прикотенко «бьет в лоб», жмет на то, о чем в пьесе сказано тактично и ненавязчиво. На вопрос, зачем он это сделал, Андрей Прикотенко ответил:

«Это такая тема, которая лежит не только в плоскости искусства. Основной в спектакле все равно является история, но меня волнует эта тема. Мне небезразлично, как мы относимся к тому, что тогда происходило в нашей стране. Мне кажется, что мы сегодня неверно помним об этом. Самое правильное — во время и после спектакля испытывать к Ильину чувство сострадания».

Переспрашиваю режиссера: мы должны сочувствовать только Ильину, а как же Тамара?

«К ней тоже, конечно же. Она прошла через свой „ГУЛАГ“. Ведь он мог вернуться с войны, но ее его лишили. Она вытягивает всю эту историю. К нему мы испытываем сострадание, а ей мы восхищаемся».

В фильме Никиты Михалкова тема сталинских репрессий почти не звучала. Во-первых, в 1978 году (когда картина вышла на экраны) это не разрешалось. Во-вторых, тогда зрители могли легко воссоздать биографию героя по узнаваемым и характерным деталям. Молодая аудитория нынешнего «Ленкома» не обратит внимания ни на то, что Ильин Андрея Соколова половину первой сцены сидит на корточках, ни на то, как держит папиросу «Беломор», ни на то, как стоит (широко расставив ноги), ни на то, как встает со стула (будто по приказу).

Новому зрителю нужны шпаргалки. Тут режиссера можно понять. Но одно дело — подсказать, совсем другое — навязать. То, что в 1970-е годы было запрещено, теперь не только разрешено, но иногда кажется конъюнктурой. Российский театр держится на классической драматургии, к ней относятся и пьесы Володина. Беда в том, что инновации, вносимые в произведения режиссерами, не слишком их обогащают: как если бы «Пять вечеров» Михалкова «обогатили» его «Цитаделью». Да и педалирование темы сталинских репрессий, на мой взгляд, приводит к обратному результату: молодежь оказывается к ней бесчувственной.

Осмелюсь предположить, что для Володина важнее всего были отношения мужчины и женщины — вечная история, которая могла случиться в любой стране после любой войны.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий