Как небольшое питерское издательство нашло свою нишу на падающем рынке

Как небольшое питерское издательство нашло свою нишу на падающем рынке
«Печать по требованию», также известная как «издательство по требованию» — это издательская технология, при которой новые экземпляры книги печатаются только тогда, когда поступает соответствующий запрос от покупателя. Издание книг по такой схеме стало возможно благодаря развитию цифровой печати, которая, в отличие от традиционного офсета, позволяет напечатать копию по фиксированной цене, независимо от размера заказа.

«Печать по требованию», также известная как «издательство по требованию» — это издательская технология, при которой новые экземпляры книги печатаются только тогда, когда поступает соответствующий запрос от покупателя. Издание книг по такой схеме стало возможно благодаря развитию цифровой печати, которая, в отличие от традиционного офсета, позволяет напечатать копию по фиксированной цене, независимо от размера заказа.

Как небольшое питерское издательство нашло свою нишу на падающем рынке

Печать по требованию позволяет читателям получить издание из закончившегося тиража, сделать репринт старинных книг или издать собственный сборник.

В этой сфере работает питерское «Свое издательство», которое было создано в 2009 году. Руководитель и главный редактор проекта — Мария Левченко, доцент кафедры русской литературы РГПУ им. Герцена. Идея родилась благодаря преподавательской работе — нужно было издать студенческий проект, а типографии с прохладой относятся к работе над единичными экземплярами.

Кроме этого, насущная проблема преподавателей — печать методичек и учебных пособий. «Несмотря на то, что у многих вузов есть собственная полиграфическая база, она часто занята коммерческими заказами, — поясняет Левченко. — Пособие для студентов там могут печатать и год, и два, а работать как-то нужно».

Ориентируясь в основном на эту нишу, «Свое издательство» закупило минимально необходимое оборудование — цифровую печатную машину, термоклеевую машину, буклетмейкер-фальцовщик и гильотинный резак.

Инвестиции в оборудование составили около 1,1 миллиона рублей. Вложения окупились через год.

80% заказов, как и предполагалось, составили заказы вузов и преподавателей. «Свое издательство» сотрудничает с РПГУ им. Герцена, Горным университетом, СПГХПА им. Штиглица, Академией художеств. Заказы — в основном малотиражная научная и учебная литература, художественная проза для филфаков, хрестоматии, монографии — их тираж редко дотягивает до 500 экземпляров, необходимых для более дешевой офсетной печати. Цены коммерческой печати в типографии вуза и цены «Своего издательства», по словам Левченко, различаются примерно в 2 раза. Тираж методичек формата А5 на 200 страниц до 500 экземпляров будет стоить от 150 до 200 рублей за штуку. Спрос носит сезонный характер — на высоком уровне он держится с сентября по июнь.

Кроме этого, принимаются заказы от небольших издательств — таких, как, например, «Красный матрос».

Сейчас оборот компании — примерно 400 тысяч рублей в месяц. Пару месяцев назад он держался на уровне 200-250 тысяч в месяц. Сравнимо с оборотами небольшого интернет-магазина детских игрушек.

«Наши книги продаются в Москве и Питере, их хорошо встречают на выставках, — рассказывает Левченко. — Мы работаем с „Буквоедом“ и с „Новым книжным“, хотя с небольшими магазинами, вроде „Циолковского“ нам работать все же удобнее. В магазины мы отдаем репринты, издания классики, блокноты и тетради».

Цены на русскую классику в «Своем издательстве», действительно, одни из самых демократичных. Например, издание «Бедных людей» Достоевского с аскетичной черно-белой обложкой можно приобрести всего за 100 рублей. Кстати, в интернет-магазине издательства книги снабжены интересными и цепляющими аннотациями — к «Бедным людям», например, такая: «Первый роман Федора Михайловича, прочитав который, Некрасов прибежал к Белинскому с возгласом: „Новый Гоголь явился!“».

На нынешнем этапе Левченко отказалась от идеи найти инвестора. «Для нас важно, чтобы сохранилась основная идея, — поясняет Левченко. — Идея эта состоит в том, что книга должна быть доступной».

Что касается печати по требованию для конечного пользователя — допустим, если заказчик хочет издать свои стихи к возлюбленной — то это обойдется дороже. Печать книги из 320 страниц с полноцветной обложкой в твердом переплете обойдется заказчику в 550 рублей. Те же 320 страниц, но в мягком переплете будут стоить 490 рублей.

При этом есть ресурс для снижения издержек — это зависит от оборудования. В ближайшем будущем Левченко планирует потратить около 2 миллионов рублей на более продвинутую технику, которая позволит снизить стоимость печати А5 листа почти в 3 раза — с 80 до 15 копеек.

Кроме этого, скоро на сайте издательства заработает on-line конструктор, который позволит любому пользователю сделать свою собственную книгу — выбрать цвет, шрифт, оформление.

Если книга заказана в единичном экземпляре — это снимает вопрос с авторскими правам. В законе есть изъятие на этот счет — в личных целях (то есть в единственном экземпляре) копию авторского текста можно воспроизводить.

Следующая цель, которую ставит перед собой Левченко — заключить договор с крупными издательствами и получать бонусы от реализации концепции «длинного хвоста». Суть её в том, что книжная розница вмещает ограниченный перечень книг. Большинство тиражей не будут переиздавать заново. Но, в то же время, спрос на книги из старых тиражей есть. С помощью «печати по запросу» этот спрос можно будет удовлетворить, а издательства смогут получить свою упущенную выгоду.

В этом случае в распоряжение издательства, работающего по схеме «печать по запросу», должны поступить макеты книг из прошлых тиражей. За воспроизведение копий будут отчисляться проценты — автору и издательству-правообладателю. В издательстве «АСТ» эту инициативу охарактеризовали как «полезную и нужную».

По подобной схеме с издательствами и интернет-магазинами работает компания «Книга по требованию». У них есть макеты более 1 миллиона 200 тысяч изданий, но работают они в сфере b2b — заказ на переиздание или допечатку тиража может сделать только издательство или интернет-магазин. С конечным потребителем — читателем — компания не работает. Эту незанятую пока нишу и планирует в скором времени занять «Свое издательство».

Источник: expert.ru

Добавить комментарий