Весьегонский американец («Тверская жизнь», Тверь)

Весьегонский американец (
В фешенебельном курорте Флориды — Сент-Питерсберге хорошая погода стоит 360 дней в году, за что его именуют еще «солнечным городом». Красивые проспекты, набережные и дворцы вызывают искреннее восхищение туристов из разных стран. К тому же город полон молодыми лицами — в нем множество учебных заведений: отделение университета Южной Флориды, Сент-Питерсбергский колледж и колледж Эккерда, институт Пойнтера — одна из известнейших школ журналистики. Здесь много музеев, в том числе музей творчества Сальвадора Дали. В центре города, в парке близ залива стоит скромный памятник основателю Сент-Питерсберга (в русском чтении — Санкт-Петербурга) Питеру Деменсу — нашему земляку, весьегонскому помещику Петру Алексеевичу Дементьеву.
В фешенебельном курорте Флориды — Сент-Питерсберге хорошая погода стоит 360 дней в году, за что его именуют еще «солнечным городом». Красивые проспекты, набережные и дворцы вызывают искреннее восхищение туристов из разных стран. К тому же город полон молодыми лицами — в нем множество учебных заведений: отделение университета Южной Флориды, Сент-Питерсбергский колледж и колледж Эккерда, институт Пойнтера — одна из известнейших школ журналистики. Здесь много музеев, в том числе музей творчества Сальвадора Дали. В центре города, в парке близ залива стоит скромный памятник основателю Сент-Питерсберга (в русском чтении — Санкт-Петербурга) Питеру Деменсу — нашему земляку, весьегонскому помещику Петру Алексеевичу Дементьеву.
Весьегонский американец (

В фешенебельном курорте Флориды — Сент-Питерсберге хорошая погода стоит 360 дней в году, за что его именуют еще «солнечным городом». Красивые проспекты, набережные и дворцы вызывают искреннее восхищение туристов из разных стран
Родился он 1 мая 1850 года в достаточно образованной и состоятельной семье, владевшей имениями в Тверской и Новгородской губерниях. Рано лишился родителей и очень не любил деспотичного дядю-опекуна. Характер имел вольнолюбивый, поэтому не удержался в классической гимназии, где главным педагогическим методом была порка. Под давлением опекуна Петр избрал военную карьеру, но вскоре убедился, что она не для него, и уволился в чине прапорщика. Женился он по любви и никогда об этом не пожалел — семья, где было много детей, стала его надежным тылом.

Молодые обосновались в имении Парфеньево в Весьегонском уезде. Там в течение 11 лет Дементьев, владелец значительных земельных угодий, пытался завести современное сельское хозяйство. 23-летний помещик был избран весьегонским предводителем дворянства и председателем местной земской управы. При нем была построена земская больница, открыто начальное земское училище. Но бюрократические порядки, взяточничество вызвали у Дементьева охлаждение к земской службе. Не очень хорошо шли и его помещичьи дела. Попытки внедрения передового аграрного опыта не встречали поддержки, и он постепенно залез в долги.

Чтобы вырваться как-то из замкнутого круга неудач и разочарований, Дементьев совершает свое первое путешествие за океан. Америка, которую называли страной неограниченных возможностей, произвела на него глубокое впечатление. Он решает попытать счастья здесь.

Первым местом жительства в США он избрал Флориду. В то время это была дальняя окраина без надежных путей сообщения. Большую часть территории занимали густые леса и непроходимые болота. Зато земля стоила дешево.

В местечке Лонгвуд Дементьев смог договориться о покупке 80 акров с апельсиновой рощей и маленьким домиком. Он также приобрел третью долю в местной лесопилке. При сделках с недвижимостью его поразили простота и быстрота про­цедур, особенно по сравнению с российской практикой: «Никому не было никакого дела, кто я такой, откуда, зачем и почему — все было устроено в десять минут». Но вскоре наш земляк понял, что фермерство мало перспективно — требует много времени и сил, но не приносит большой и быстрый доход. Тогда он полностью выкупил лесопилку и открыл деревообрабатывающую фабрику, чтобы брать подряды на строительство домов. Через несколько лет он уже стоял во главе солидного предприятия с годовым оборотом свыше миллиона долларов. Лонгвуд быстро разрастался. Когда он получил статус города, его первым мэром стал Питер Деменс, как стали называть Дементьева в Америке.

По мере того как леса вырубались, во­зить материалы становилось все тяжелее — расстояние перевозок увеличивалось. Дементьев построил ветку железной дороги длиной в три мили. Первый опыт оказался удачным, и вскоре он добился разрешения на постройку новой железнодорожной линии в 150 миль, которая должна была пересечь Флориду с востока на запад. Понятно, что это дало бы мощный толчок строительству на незаселенных землях и освоению промышленных ресурсов штата.

Сооружение железной дороги велось в чрезвычайно сложных условиях. И не только природно-климатических. Проект требовал громадных средств, которых у Дементьева не было. И хоть он нашел компаньонов-единомышленников из числа соотечественников, все равно требовались кредиты, а убедить банки в экономической эффективности и больших перспективах строительства было непросто. Тем не менее Дементьеву удалось довести дело до конца. 8 июля 1888 года первый поезд достиг берега полуострова Пинеллас у бухты Тампа, где предполагалось построить новый город. Название его — Сент-Питерсберг, предложенное Дементьевым, — было уже утверждено властями. Улицы в городе в отличие от других южных городов Америки должны были быть такими же широкими и прямыми, как в российской столице. В первую очередь были построены пирс, отель и железнодорожная станция.

Чтобы добиться осуществления своей мечты, Петр Алексеевич выложил все средства и силы и заболел. Врач настоятельно посоветовал ему сменить климат. Дементьев распродал все, чем владел, и вместе с семьей переехал сначала в Северную Каролину, а затем в Калифорнию, в район Лос-Анджелеса. Там он купил большой участок земли, построил дом и завел апельсиновые рощи. В сухом здоровом климате наш земляк быстро поправился и начал строить новые смелые планы. Он приобрел большую механическую прачечную и в самое короткое время стал получать от нее значительный доход. Затем купил долю в концерне по продаже сельскохозяйственной продукции, а также акции двух местных банков и железной дороги. Через некоторое время он вновь занялся лесопилками и, в конечном итоге, скупил их все — от Канады до Мексики.

Успешный бизнесмен Дементьев был к тому же творческой личностью. В 1897 году на свои средства он начал издавать в Лондоне журнал «Современник». В трех его номерах опубликовал свои обращения «К русским недовольным», «К русскому царю» и «К русским либералам». Перевел на английский язык множество произведений любимого поэта Михаила Лермонтова. Постоянно публиковался в журнале «Вестник Европы» (кстати, под псевдонимом Тверской). В России он издал книги «Очерки Северо-Американских Соединенных Штатов» и «Очерки истории Соединенных Штатов Америки».

Когда финансовое положение весьегонского американца стало стабильным, он решил съездить на Родину, посетить места детства и юности. К этому времени отношение к нему в России сильно изменилось. С ним встретился Петр Столыпин, российские промышленники приняли его как человека, сполна сумевшего воспользоваться возможностями молодой развивающейся страны.

Петр Дементьев с энтузиазмом встретил Февральскую революцию, а вот в событиях октября увидел крушение надежд либеральной интеллигенции. Получилось так, что трагические события на Родине наложились на личную драму — от туберкулеза у него умерли две старшие дочери. В это же время он узнает о кровавой Гражданской войне в России, гибели близких друзей. Все это отразилось на его собственном здоровье — 21 января 1919 года Петр Алексе­евич Дементьев скончался.

В Весьегонске помнят своего земляка и гордятся им.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий