Фестиваль актуального научного кино «360°»: Изобретатель ЛСД, говорящий шимпанзе, чувственная математика, Стив Джобс и другие фильмы

Фестиваль актуального научного кино «360°»: Изобретатель ЛСД, говорящий шимпанзе, чувственная математика, Стив Джобс и другие фильмы
Проект Ним (Project Nim)

Проект Ним (Project Nim)

Фестиваль актуального научного кино «360°»: Изобретатель ЛСД, говорящий шимпанзе, чувственная математика, Стив Джобс и другие фильмы

Новый фильм Джеймса Марша, автора оскароносного Человека на канате, рассказывает о жизни замечательного шимпанзе Нима Чимпски (19732000). В возрасте пары недель примат был помещен в человеческую семью и назван в честь известного философа и лингвиста Ноама Хомски, который утверждал, что овладеть языком способен только человек. Ним должен был выучить амслен (американский язык жестов) и опровергнуть это утверждение. Первой приемной матерью профессор Герберт Террэйс, руководитель эксперимента, назначил свою студентку Стефани ЛаФарж. Поскольку дело происходило в 1970-е, то с научной строгостью дела обстояли не слишком хорошо, зато в порядке вещей оказались грудное вскармливание шимпанзе и употребление Нимом марихуаны. Он делал все, что делало его окружение, был любимцем сменявшихся протеже Террэйса и освоил порядка 150 жестов, но по мере взросления становились все опаснее проявления животного начала.
Картина, в которой Марш склеивает архивные кадры, инсценировки событий прошлого и интервью с участниками событий, не исследует причины неудачи. И не отвечает на вопрос, могут ли шимпанзе говорить жестами, подобно человеку, или просто учатся использовать их, как дрессированные животные. Это история про то, как воодушевленные люди беспечно вовлекли в свою долгую и не слишком хорошо продуманную затею существо, не догадываясь, как это повлияет на их жизнь, а тем более на жизнь Нима.
Фитиль, пт 12 октября, 20.00; Художественный, сб 13 октября, 15.30

Чувственная математика (Colors of Math)

Выпускница мехмата МГУ Екатерина Еременко сняла фильм о том, как абстрактная, выраженная в формулах и числах математика обрастает чувственным миром. Занимающиеся необычными научными проблемами герои фильма выдувают сложно сочиненные мыльные пузыри, играют с кубиками сахара, рассыпают по столу шарики, рассказывают про то, как пчелы решают уравнения, и пытаются найти математическое выражение пространству, цвету, вкусу, запаху, звуку, тактильным ощущениям. Благодаря камере оператора Павла Костомарова все эти попытки обретают эффектное визуальное воплощение снято так, что даже на мыльный пузырь можно с интересом смотреть, не понимая ничего из того, что про него говорят. Особенно на мыльный пузырь.
МФТИ, вт 16 октября, 20.00; Политехнический музей, вс 14 октября, 18.00; вт 16 октября, 21.00

Вещество (The Substance: Albert Hofmann\’s LSD)

В 1943-м году швейцарский химик Альберт Хофманн повторно синтезировал диэтиламид d-лизергиновой кислоты и случайно обнаружил эффект, который оказывает это вещество на человеческое сознание. Поездка профессора домой на велосипеде под действием ЛСД открыла новую страницу в истории взаимоотношений человека с психоделиками. Швейцарский же режиссер Мартин Уитц обстоятельно поговорил с Хофманном в 2008-м году и рассказал документальную историю про то, как менялась роль и восприятие полученного этого вещества в мире: попытки лечения шизофрении, расширение сознания на волне 1960-х, выявление угроз для человеческого мозга, запрет и борьба с употреблением, борьба с запретом. Хофманн, кстати, не оставался в стороне и его роль не свелась к случайному первопроходцу: он активно изучал галлюциногены, колесил по Мексике, синтезировал псилоцибин и осуждал демонизацию своего открытия.
Культурный центр НИУ ВШЭ, вт 16 октября, 19.00; Мультимедиа-арт-музей, вс 14 октября, 20.30, Политехнический музей, сб 13 октября, 18.00, вт 16 октября, 21.30; РГГУ вт 16 октября, 17.00

Бок о бок (Side by Side)

Киану Ривз выступил в роли продюсера и рассказчика в документальном фильме, герои которого, преимущественно режиссеры, но также операторы, монтажеры и несколько актеров, рассуждают о будущем кинематографа и новых технологиях: 3D во всем его многообразии, новые камеры Arriflex, Red, Canon, дигитализация всего и вся. Нео, конечно, идеальный проводник в мир цифрового будущего, но в агитку картина не превращается. И если в 1982 году гости Комнаты 666 Вима Вендерса высказывались по поводу возможной смерти кино, то в новой ситуации о смерти речь даже не заходит, но по поводу качества жизни сомнения все же имеются.
С одной стороны, новые возможности прославляют Стивен Содерберг и Мартин Скорсезе, чей Хьюго представляется идеальной иллюстрацией того, как с самого начала кино было движением вперед и технологическим поиском. С другой, любимец критиков и зрителей Кристофер Нолан объясняет, что Темный рыцарь во всей его мрачной красе возможен только на пленке. Не хватает разве что голоса независимых кинематографистов малобюджетного кино все-таки на их мир цифровые технологии оказывают не меньшее воздействие.
Мультимедиа-арт-музей, сб 13 октября, 20.30; Политехнический музей, пт 12 октября, 19.00, РГГУ, ср 17 октября, 17.00; Фитиль, вт 16 октября, 20.00; Художественный, вс 14 октября, 17.30

Стив Джобс. Потерянное интервью (Steve Jobs: The Lost Interview)

В 1995-м году десять лет как уволенный из родного детища Apple Стив Джобс возглавлял созданную им компанию NeXT и стал одним из героев фильма Роберта Икс Крингли Триумф нердов. В тот фильм вошли небольшие фрагменты интервью, а остальной разговор считался утерянным до этого года. Впрочем, Крингли тот еще жук, и версия, согласно которой кассета случайно нашлась в лондонском гараже режиссера вскоре после смерти Джобса, больше похожа на рекламный трюке. Но как бы там ни было, в результате появилась возможность посмотреть и послушать, как один из самых влиятельных и харизматичных людей в истории технологий рассуждает о будущем на пороге триумфального возвращения в Apple. Главной проблемой Microsoft всегда была чудовищная безвкусица, тут уж сам Бог велел спасать Apple! с таким оратором час разговоров о чем угодно дорогого стоит.
Культурный центр НИУ ВШЭ, пн 15 октября, 19.00; Политехнический музей, чт 11 октября, 19.00; Факел, пт 12 октября, 17.00, Художественный вс 14 октября, 15.30

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий