Создателей «Смешариков» наградили Государственной премией РФ в области литературы и искусства за 2008 год, поставив их в один ряд с Норштейном и Татарским. Худрук сериала рассказал GZT.RU, за что смешариков любят и дети, и взрослые.
Создателей «Смешариков» наградили Государственной премией РФ в области литературы и искусства за 2008 год, поставив их в один ряд с Норштейном и Татарским. Худрук сериала рассказал GZT.RU, за что смешариков любят и дети, и взрослые.
Создателей «Смешариков» наградили Государственной премией РФ в области литературы и искусства за 2008 год, поставив их в один ряд с Норштейном и Татарским. Худрук сериала рассказал GZT.RU, за что смешариков любят и дети, и взрослые.
Создателей «Смешариков» наградили Государственной премией РФ в области литературы и искусства за 2008 год, поставив их в один ряд с Норштейном и Татарским. Худрук сериала рассказал GZT.RU, за что смешариков любят и дети, и взрослые.
Указом президента о лауреатах госпремии государство признало, что «социально-культурная программа “Смешарики” направлена на “воспитание подрастающего поколения”.
Конкретно наградили художественного руководителя проекта Анатолия Прохорова, художника-постановщика Салавата Шайхинурова и генерального продюсера Илью Попова. “Но это награда всей нашей команде, она у нас потрясающая”, – сказал Анатолий Прохоров в интервью GZT.RU.
По его словам, награждение “Смешариков” лишний раз свидетельствует о том, что “государство стало обращать на детство все больше внимания”. “Я, вообще, считаю, что детство и работа с детством должны стать в России главнейшей антикризисной программой, – серьезно замечает Прохоров, – посмотрите, антикризисный план Обамы ведь опирается на фундаментальную науку и образование, в частности, образование детей от 0 до 5 лет”.
Кстати, первым делом худрук “Смешариков” сообщил нам:»Нюша и Лосяш уже празднуют!». «Лосяш ведь у нас лауреат Нобелевской премии, согласно серии “Торжество разума”, – напомнил он.
История “Смешариков” Производство мультсериала “Смешарики” началось в 2003 году на анимационной студии “Петербург”, созданной специально для него в Санкт-Петербурге. Он включен в государственный культурно-образовательный проект “Мир без насилия” и производится при поддержке Минкультуры РФ, а также при участии компании “Мастер-фильм”. Планируемое число серий – 200. На сегодня снято 135 серий. Сериал озвучивают шесть актеров, причем двое из них озвучивают по несколько персонажей: один человек скрывается за Копатычем, Лосяшем и Пином, другой – за Совуньей и Кар-Карычем. С 2004 года “Смешарики” показывают на канале СТС, с 2009 года – на “Домашнем”, также они выходили на “Культуре” и “России”. На конец 2009 года запланирован выход первого полнометражного фильма по мотивам сериала. Под брендом “Смешарики” также выходят журнал, детские книги, компьютерные и развивающие игры, мороженое, детские каши и обувь, соки и многое другое.
Страна Смешариков
Нюша и Лосяш – это герои “Смешариков”, которых уже пять лет с большим успехом показывают по российскому ТВ, а с недавних пор еще и по американскому (как GoGoRiki) и немецкому (как Kikoriki). Кроме свинки Нюши и лося Лосяша, в стране Смешариков живут еще лучшие друзья кролик Крош и еж Ежик, сова Совунья, ворон Кар-Карыч, ягненок Бараш, пингвин Пин и медведь Копатыч.
Каждый из героев обладает своими, яркими чертами характера, своими взглядами на жизнь, интересами и привычками. У них есть и недостатки, но, тем не менее, все герои – положительные. В процессе их общения и происходят разные забавные истории.
Например, Нюша – кокетливая и по-женски эгоистичная. Лосяш знает ответы на все вопросы, но иногда это ему только мешает. Скажем, он уверен, что картина должна передавать действительность с математической точностью. Крош – любитель приключений, Ежик – задумчивый альтруист. Бараш страдает от любви к Нюше, но именно это помогает ему писать стихи, хотя он вечно сомневается в своих способностях.
Совунья всех опекает, лечит, отпаивает чаем и дает советы. Кар-Карыч тоже выступает при необходимости мудрым гуру. Копатыч вечно волнуется о своем саде-огороде, хотя, неожиданно для все, оказывается самым лучшим танцором диско. Пин реже всех грустит и большую часть времени что-нибудь изобретает. Хотя и он однажды от тоски сделал себе сына-робота, который, впрочем, скоро стал умнее папы и улетел покорять космос.
Истории про Смешариков хоть и предназначены в первую очередь для дошкольников, но, как показывает практика, их смотрят всей семьей от 2 лет до 45 и выше. Каждая серия длится шесть с половиной минут. За этот короткий отрезок времени с помощью забавных сюжетов авторы сериала объясняют очень простым языком важнейшие проблемы, которую уже встречаются или еще встретятся ребенку в жизни.
Серьезные вопросы Истории про “Смешариков” затрагивают вопросы, которые волнуют и взрослых. Например, серия “Смысл жизни” рассказывает о том, как Бараш вдруг перестал понимать, зачем он встает каждое утро, зачем нужно беречь свое здоровье, зачем, вообще, жить. Он идет за советом к мудрому Кар-Карычу и тот заявляет, что Барашу нужна некая Кузинатра. Они отправляются в путь к этой Кузинатре, карабкаются по горам, ночуют в пещере, пробираются через заснеженный лес, бредут по ветреной долине. В конце концов Бараш заболевает, из-за высокой температуры теряет сознание и приходит в себя уже в своей постели. Рядом сидит Кар-Карыч и кормит его с ложки бульоном. Он говорит, что, как только Бараш поправится, они снова отправятся за Кузинатрой. Но тот уже не хочет никуда идти, он говорит, что понял: “Смысл этого бульона в том, чтобы я его ел и набирался сил, смысл этой кровати в том, чтобы я на ней спал и отдыхал, пока этих смыслов мне вполне достаточно”. Так Кар-Карыч вылечил Бараша от мыслей, которые одолели его от скуки. Кстати, Кузинатра – это одна из многих аллюзий, которые встречаются в “Смешариках”. Это понятие, появившиеся из-за ошибки переводчика романа Роберта Желязны “Карты Судьбы”: вместо того, чтобы правильно транслитерировать на русский название фирмы-производителя кухонных комбайнов Cuisinart во фразе “лягушка в Cuisinart”, переводчик придумал эту загадочную Кузинатру. Помимо “взрослого” вопроса о смысле жизни, “Смешарики” рассуждают и о более понятных ребенку вещах: что друзья важнее любых вещей (“Коллекция”), что общение на расстоянии никогда не заменит живого (“Телеграф”) – это камень в огород интернета, что нельзя засорять природу (“Маленькое большое море”) и так далее.
Взрослое кино для детей
Круглые большеглазые персонажи и их яркий мир были сделаны такими не ради аляповатости или из-за неумелости художников. “Шарообразность персонажей символически подчеркивает их доброжелательность и миролюбие, а также позволяет ребенку легко воспроизводить полюбившихся героев”, – объясняют сами создатели. Яркий мир Смешариков должен отвлечь ребенка от “сухости и техногенности большинства образов современности”. ***** ЧЬИ СЛОВА?*****
“Я, конечно, надеюсь, что не госпремия, а первую очередь собственные дети заставят некоторых взрослых пересмотреть свое отношение к „Смешарикам“. Нам часто взрослые рассказывают, как они, решив проверить, что же смотрит их чадо, с удивлением понимали, что сериал, оказывается, не только для детей”, – говорит Прохоров.
“Мы давно уже вывели формулу, которую только сейчас начали открыто озвучивать, потому что раньше не хотели вызвать гнев родителей: „Смешарики“ – это взрослое кино, предназначенное для детей. Мы говорим не заявлениями и плакатами, а на деле, что мы уважаем наших детей, что они в состоянии понять эти практически взрослые истории. И если даже ребенок не понял что-то в 4 года, то пусть спросит у мамы, это лишний повод посмотреть мультфильм вместе”, – объясняет он.
В одном ряду
“Смешарики” оказались в очень хорошей компании. До них госпремию РФ получали знаменитые на весь мир мультипликаторы Юрий Норштейн (“Ежик в тумане”), Андрей Хржановский (“Полтора кота”), Александр Татарский (“Следствие ведут колобки”).
“Гениальный Норштейн – это компания, в которой оказаться не только приятно, но и почти невозможно, потому что сравнить себя с ним ни один здравомыслящий мультипликатор не может, – отметил Прохоров. – Но особенно приятно, что такой премии удостаивается не только блестящее авторское кино, но и то, которое обращено к массовому зрителю”.
Источник: gzt.ru