МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Выставка «Контрапункт: современное русское искусство», открытие которой запланировано на 14 октября в Лувре в рамках Года России во Франции, состоится, несмотря на разгоревшийся скандал, сообщила РИА Новости в понедельник руководитель отдела изобразительного искусства Минкультуры Мария Спаржина.
МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Выставка «Контрапункт: современное русское искусство», открытие которой запланировано на 14 октября в Лувре в рамках Года России во Франции, состоится, несмотря на разгоревшийся скандал, сообщила РИА Новости в понедельник руководитель отдела изобразительного искусства Минкультуры Мария Спаржина.
24 сентября стало известно, что Росохранкультура, находящаяся в ведении Минкультуры РФ, не разрешила к вывозу из России во Францию четыре работы Авдея Тер-Оганьяна из серии «Радикальный абстракционизм», первоначально отобранные к показу в Париже куратором экспозиции Мари-Лор Бернадак. Как написал в своем жж глава Пермского музея современного искусства Марат Гельман, в знак солидарности с Тер-Оганьяном от участия в выставке отказались Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Виталий Комар, Вадим Захаров, Юрий Лейдерман и Валерий Кошляков. В воскресенье к ним присоединилась художница Диана Мачулина — а это почти половина участников «Контрапункта».
«Никакого официального извещения от художников об их отказе от выставки мы не получали, произведения уже приближаются к Парижу и, думаю, все состоится», — сказала Спаржина.
Отбором произведений для «Контрапункта» занималась французская сторона: Бернадак является главным хранителем и куратором выставок современного искусства в Лувре. Ее реакция на происходящее пока не ясна, и не известно, покажут ли все-таки в Лувре произведения отказников или нет, равно как и заменит ли она работы Тер-Оганьяна менее радикальными.
Между тем, Тер-Оганьян разместил в своем блоге два открытых письма, одно из которых адресовано Бернадак. В нем, в частности, говорится, что он принял решение отказаться от «Контрапункта», если российская сторона не разрешит официально к вывозу его работы, а также, если МИД РФ не продлит зарубежный паспорт живущему в Болгарии художнику и кинорежиссеру Олегу Мавроматти, на которого в 2000 году было заведено уголовное дело по той же статье, что и на Тер-Оганьяна — 282 УК РФ (Разжигание национальной и религиозной вражды).
В другом письме он обратился к участникам выставки с предложением бойкотировать ее в том случае, если изложенные требования не будут удовлетворены.
Выставка «Контрапункт: современное русское искусство» организуется по случаю года России во Франции в продолжение показанной в Лувре весной выставки «Святая Русь», и финансируется из госбюджета.
В состав экспозиции «Контрапункт: современное российское искусство» входят также произведения Александра Бродского, Эрика Булатова, Ольги Чернышевой, Эмилии и Ильи Кабаковых, Алексея Каллимы, Павла Пепперштейна, групп «Синие носы» и AES+F, и Владимира Дубосарского с Александром Виноградовым.
Министерство культуры не впервые отказывает отечественным произведениям современного искусства в выезде на зарубежные выставки. Так, в 2007 году не были допущены к показу 17 картин, включенных во французский вариант экспозиции «Соц-арт: политическое искусство России». Особо возмутили тогдашнего министра культуры Александра Соколова «целующиеся милиционеры» группы «Синие носы», Владик Мамышев-Монро в образе Гитлера и работа Андрея Будаева, изображающая обнаженных украинских политиков — Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко. Впервые этот проект был показан в Третьяковской галерее в ЦДХ на 2-й Московской биеннале современного искусства.
Авдей Тер-Оганьян (р. 1961 г.) приобрел скандальную славу после свой акции «Юный безбожник» на «Арт-Манеже» в 1998 году. Тогда, протестуя против коммерциализации духовных ценностей в новой России, он рубил топором картонные копии икон. После акции против Тер-Оганьяна было возбужденно уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды. Художник, не дожидаясь суда, эмигрировал в Прагу (Чехия), где и проживает до сих пор, оставаясь под следствием в России.
Кроме рубки икон Тер-Оганьян известен и другими проектами, среди которых сетевая «Школа современного искусства» или «Школа авангардизма», акцией «Футуристы выходят на Кузнецкий мост» (1992), кураторскими проектами в одной из самых знаковых галерей 90-х в Трехпрудном переулке.
Источник: ria.ru