Американцы хотят перемен, но оставили все, как было

Дик Мейер Исполнительный директор Би-би-си Америка

После самой длительной и самой дорогой предвыборной кампании в истории США президент Барак Обама переизбран на второй срок. В этот раз Обама победил с меньшим разрывом, чем четыре года назад.

Несмотря на слабую экономику, высокий процент безработицы и скрытое недовольство, избиратели вернули в Белый дом нынешних его обитателей, сохранив тот же самый расклад сил в Конгрессе.

Дик Мейер Исполнительный директор Би-би-си Америка

После самой длительной и самой дорогой предвыборной кампании в истории США президент Барак Обама переизбран на второй срок. В этот раз Обама победил с меньшим разрывом, чем четыре года назад.

Несмотря на слабую экономику, высокий процент безработицы и скрытое недовольство, избиратели вернули в Белый дом нынешних его обитателей, сохранив тот же самый расклад сил в Конгрессе.

Обама переизбран на новый срок, несмотря на проблемы с безработицей — не может найти работу 7,9% трудоспособного населения США — это самый высокий уровень безработицы, с которым приходилось сталкиваться президенту, идущему на второй срок, со времен Франклина Рузвельта.

И ни одному на рубеже двух президентских сроков со времен Рузвельта — ни Джеральду Форду, ни Джимми Картеру, ни Джорджу Бушу-старшему — не удавалось переизбраться при столь удручающем состоянии экономики.

Идти наперекор истории, однако, — совсем не то же самое, что обуздать оппозицию. Окончательные итоги выборов не подведены, но уже сейчас ясно, что разрыв между кандидатами будет небольшой.

Президенту вновь будет суждено работать с республиканским большинством в Палате представителей, хотя теперь у него и будет чуть больше товарищей по Демократической партии в Сенате.

Безвыходное положение с одной стороны и активная поддержка сторонников с другой — в основе сохранения статус-кво, к которому стремились избиратели.

Частично все будет зависеть от того, как республиканцы расценят результаты выборов.

Увидят ли они слабеющего президента, которому удалось проскочить на второй срок, и продолжат ли вести себя агрессивно и не идти на компромиссы? Или же напротив, республиканцы будут более озабочены своим собственным положением и поведут в Конгрессе более примирительную линию?

Борьба между различными фракциями в Республиканской партии будет столь же интенсивной, какой была предвыборная кампания.

Такой же стратегический выбор предстоит сделать и Обаме, партия которого, однако, выглядит более единой.

Близится «фискальный обрыв» — ситуация, когда резкое прекращение налоговых льгот совпадает с сокращением госрасходов.

Потратит ли Обама политический капитал, приобретенный на выборах, на поиск компромисса, чтобы отвести страну от «обрыва» и в следующие несколько лет работать над согласованным и приемлемым для обеих партий законодательством, направленным на урегулирование проблем госдолга, дефицита и расходов? Или предпочтет решать проблемы постепенно по мере поступления, не принимая комплексного закона?

Переизбрание Обамы на второй срок означает, что одно из главных достижений президента в первые четыре года — реформа системы медицинского страхования — не будет отменена.

Напротив, у Обамы будет время улучшить и расширить ее.

У Обамы также появится возможность изменить расклад сил в Верховном суде. Решающим при разногласиях между судьями часто оказывается голос 75-летнего республиканца Энтони Кеннеди. Если он уйдет на пенсию, Обама сможет назначить судью-демократа, который сможет на долгие годы повлиять на расстановку сил в суде.

Внешние вызовы

На ближайшие годы повестка дня во внешней политике вряд ли претерпит сильные изменения. Одним из основных приоритетов останется борьба с терроризмом. Уход из Афганистана продолжится, и пока нет намеков на то, что в отношении Сирии изменится сегодняшний подход невмешательства.

Если Израиль не ударит по Ирану, США, как ожидается, и впредь продолжат политику применения санкций и международного давления.

Судьбу других потенциально важных проблем пока сложно предугадать: администрация Белого дома может сделать своими новыми приоритетами регулирование финансового сектора, решение проблемы изменения климата или реформы иммиграционной политики.

«При такой жесткой борьбе с почти равными результатами во всенародном голосовании и минимальном изменении представительства в Конгрессе республиканцы вряд ли решат, что им стоит отказаться от своего бескомпромиссного курса», — говорит профессор Стэнфодского университета Моррис Фьорина.

Однако партии могут переосмыслить свою тактику и начать поиск компромисса.

Республиканцы могут изменить курс под влиянием анализа данных экзит-поллов и демографических тенденций прошедших выборов.

В этот раз Обаму особенно активно поддерживали женщины (55% против 43% за Ромни). Небелые избиратели в подавляющем большинстве случаев также отдали свои голоса Обаме, при том что небелое население каждые четыре года растет на 2%, тогда как белое, напротив, сокращается.

«Мы проигрываем демографическую гонку, — честно признался в интервью Washington Post сенатор республиканец Линдси Грэм этим летом. — У нас недостаточно разозленных белых, чтобы мы могли долго удерживать власть».

Республиканский крен вправо

Внутри Республиканской партии сохраняются те же глубокие и эмоциональные различия, которые в 1970-1980 годах раздирали и демократов.

Консервативно настроенное Движение памяти бостонского чаепития оказывает существенное влияние на республиканцев, взгляды которых постепенно смещаются вправо.

Несколько умеренных республиканцев ушли из Сената, оставив центристские позиции вакантными.

Республиканская партия остается партией бизнеса и денег — им удалось собрать больше денег, чем демократам. На этих выборах, как и в прошлые разы, республиканцы имели успех у белых избирателей.

Кампания Ромни была хорошо организована и профинансирована, но сам он так и остался для многих оппортунистом без твердых политических принципов.

У других отторжение вызвал образ Ромни как богача, далекого от американского народа.

В день выборов 72% избирателей, зарабатывающих меньше 100 тыс. долларов в год, решительно выступили против Ромни.

Война компроматов

Предвыборная кампания 2012 года отличалась длительностью и дороговизной. Кампания стартовала во время промежуточных выборов в 2010 году и обошлась в 2,6 млрд долларов, в основном потраченные на телевизионные ролики в поддержку кандидатов.

Верховный суд тогда же отменил ограничения на финансирование предвыборных кампаний, и избирателей на протяжении многих месяцев забрасывали смсками, звонками и сообщениями в социальных сетях.

Ход предвыборной кампании и действия кандидатов напоминали годы зарождения американского государства, когда партии и сторонники кандидатов владели газетами и задавали тон памфлетистам.

Черный пиар и ложь и в прошлом были известны американским избирателям, но на этот раз новые технологии вкупе с миллиардными вливаниями вывели на новый уровень технологии дискредитации противника.

Возможно, политики задумаются об избирательной реформе. Будет интересно понаблюдать, если этим займется Обама.

В 2008 году, когда Обама шел на первый срок, его сторонники видели в нем то, что хотели видеть. Грянул кризис, и Обаме пришлось столкнуться с самым сложным экономическим положением, в котором оказывалась страна со времени Великой депрессии.

Реформа здравоохранения может считаться самой масштабной социальной реформой с 1960 года, однако многие до сих пор сомневаются в ее целесообразности.

«К Обаме многие несправедливы», — пишет консервативный колумнист Дэвид Бруксроут. «К нему предъявляют более высокие требования, но уровень его личности оправдывает такие высокие критерии», — добавляет колумнист.

За годы, которые Обама провел в тяжелом противостоянии с республиканцами и борьбе с экономическими проблемами, он мог измениться и на второй срок прийти уже другим человеком.

Страна, которой ему предстоит управлять, однако, со времени выборов, вряд ли изменилась.

Источник: bbc.co.uk

Добавить комментарий