Веб-трансляция с участков: чего не увидят избиратели

Веб-трансляция с участков: чего не увидят избиратели
Мария ВасильеваБи-би-си, Москва

По данным минкомсвязи России и компании «Ростелеком», без веб-камер в России остается только 1% избирательных участков. Это места, где видеонаблюдение невозможно по закону, и труднодоступные участки, видеозапись на которых будет производиться автономно.

Формально поручение, данное премьер-министром Владимиром Путиным после парламентских выборов в декабре, выполнено. Однако, по оценкам специалистов, появление веб-камер на участках мало поможет наблюдателям.

Мария ВасильеваБи-би-си, Москва

По данным минкомсвязи России и компании «Ростелеком», без веб-камер в России остается только 1% избирательных участков. Это места, где видеонаблюдение невозможно по закону, и труднодоступные участки, видеозапись на которых будет производиться автономно.

Формально поручение, данное премьер-министром Владимиром Путиным после парламентских выборов в декабре, выполнено. Однако, по оценкам специалистов, появление веб-камер на участках мало поможет наблюдателям.

Веб-трансляция с участков: чего не увидят избиратели

«Начинать нужно с того, что с этих камер вообще в принципе мало что можно увидеть, у веб-камер разрешение не то, — говорит Андрей, один из непосредственных участников процесса установки камер в Ставропольском крае. — Чтобы что-то видеть, нужно нормальное видеооборудование. И главное — это должно быть снято очень близко. А сейчас мы специально ставим камеры так, чтобы они были направлены не на лица людей».

По словам Андрея, чья компания стала субподрядчиком «Ростелекома» и оборудовала веб-камерами несколько десятков участков, из-за сжатых сроков многое приходилось делать в авральном режиме, на ходу совершенствуя процесс.

«Первые участки мы делали очень долго, потому что просто не знали, к кому бежать, если нет сигнала, например, или на месте нет нужных людей. Примерно неделя ушла на все эти выяснения», — рассказывает Андрей.

Поставьте, чтобы было видно, но не видно

На видеоизображении с камер, которые «на пробу» предложил зрителям ресурс webvybory2012.ru, пока видны школьные коридоры и классы. Но, начиная с восьми утра в день выборов, одна из камер должна будет показывать избирательную урну, а другая — стол избирательной комиссии, где регистрируют избирателей, а затем подсчитывают голоса.

«Иногда просили нас направить камеру как-нибудь так, чтобы видно ничего не было, но выглядело так, как-будто все видно», — смеется Андрей. Но, по его словам, схема установки веб-камер для каждого участка была подготовлена заранее, и изменить ее можно было только по согласованию с местной администрацией.

Технически процесс установки камер не обошелся без накладок. Иногда специалисты, прибыв на избирательный участок с оборудованием, выясняли, что бригада еще не протянула туда оптоволоконный кабель. Были случаи, когда «инсталляторам» (именно так официально называются те, кто устанавливает камеры) приходилось самим созваниваться с техподдержкой и помогать местным телефонным станциям и интернет-провайдерам.

Еще одна проблема возникла при подписании документов об установке оборудования.

«Были случае, когда я по десять раз приезжал с документами, и каждый раз слышал: „нет, не подпишем“, — рассказывает Андрей. Причина, по его словам, проста: далеко не все участки расположены в школах или других охраняемых помещениях.

«Иногда это комнатка с хлипкими дверями, где никто никогда не бывает, и используется она только для выборов. И владельцы таких помещений не хотят брать на себя ответственность за ноутбуки, за камеры», — рассказывает «инсталлятор». Особенно рьяно подписывать документы стали отказываться после того, как в новостях рассказали о похищениях камер и компьютеров с уже оборудованных участков.

«Вплоть до того, что на некоторых участках мы установили оборудование, затем его сняли, и теперь оно лежит у нас в офисе. Обратно мы его установим только 2 марта, когда на участках будет круглосуточная охрана», — добавляет Андрей. По его словам, изначально оформление документов в обязанности его компании не входило. Но «очень попросили», и пришлось побегать.

Инструктаж для членов УИК

В прошедшие выходные в Ставрополе состоялся специальный курс обучения для членов участковых избирательных комиссий. В их обязанности будет входить включение камеры в момент открытия участков, а также отключение камер во всех часовых поясах, кроме Калининграда и области.

Согласно информации минкомсвязи, запись будет вестись без перерыва, в том числе и сразу после закрытия участков.

Но увидеть подсчет голосов можно будет только тогда, когда закроются участки в самом западном регионе. То есть, к примеру, жители Владивостока, смогут посмотреть, как считали их голоса от начала и до конца, но только после трех часов ночи.

При этом в Ставрополе, например, прямую трансляцию планируют включить уже в 21.00. По крайней мере именно так, по словам Андрея, гласит инструкция, пришедшая из Центральной избирательной комиссии. Куда в этом случае денется «пропущенный» час, неясно.

Зарегистрироваться на сайте webvybory2012.ru можно только до 3 марта. Каждый пользователь сможет одновременно смотреть трансляцию только с одного участка, но, переключаясь между ними, увидеть картинку с любого количества участков.

Проектной документации еще нет

Предполагалось, что проект обойдется исполнителям в 25 млрд рублей, и больше половины этих денег было выделено из госбюджета.

Единственный исполнитель работ — государственная компания «Ростелеком» — изначально признавала, что для нее проект убыточен. При этом никто другой выступить исполнителем заказа в такой короткий срок, скорее всего, и не смог бы.

Тем более, что условия работы «Ростелекома» оказались исключительными. Ни о каком конкурсе до начала работ речь не шла, но сейчас конкурсы все-таки начались.

«Инсталлятор» Андрей рассказал Би-би-си, что по Ставропольскому краю тендер на разработку технической документации локальной вычислительной сети, которая фактически была уже построена, объявили только пару дней назад.

«Это говорит о том, насколько минимальны сроки, обычно все делается наоборот, — объясняет Андрей. — Это серьезная проектная работа, которая стоит очень дорого. Но почему-то это делается только сейчас».

Источник: bbc.co.uk

Добавить комментарий