Начиналось все скромно. При Русском Императорском музыкальном обществе открылись музыкальные классы. Потом их стали называть училищем — до тех пор, пока император Александр Второй не произнес ключевое слово: консерватория.
Начиналось все скромно. При Русском Императорском музыкальном обществе открылись музыкальные классы. Потом их стали называть училищем — до тех пор, пока император Александр Второй не произнес ключевое слово: консерватория.
Однако больше, чем императору, музыканты России обязаны Антону Рубинштейну — выдающемуся пианисту, композитору, дирижеру, педагогу и первому директору Петербургской консерватории. Она была его детищем. И именно он призывал своих первых учеников «выходить из стен консерватории не иначе как истинными художниками». С тех пор в историю Петербургской консерватории вписано множество блестящих имен.
Ее учениками были Чайковский, Прокофьев и Шостакович. Сегодня широко известны имена и других выпускников — дирижеров Юрия Темирканова и Валерия Гергиева, певицы Елены Образцовой. Сделав блестящую мировую карьеру, Елена Образцова до сих пор с теплотой вспоминает альма-матер:
«Здесь прошли самые прекрасные годы моей жизни — самые насыщенные. Я очень много занималась. Девчонки ходили на танцульки, крутили какие-то романы, а я нет. Меня все звали монашкой. И я действительно была монашкой, потому что, кроме музыки и кроме пения, ничего не хотела знать».
Петербургская консерватория изначально задала особый тон в отношениях учеников и профессоров. Она создавалась по типу европейских консерваторий, и преподавали в ней преимущественно иностранцы. Но стиль общения «мастеров» и «подмастерьев» был чисто русским.
Открытость, включенность не только в учебную, но и просто человеческую жизнь ученика, занятия не строго по расписанию, а столько, сколько нужно. Еще и общение вне класса, и совместные походы на концерты, и приглашение на домашние праздники — все это до сих пор, в общем-то, норма для русского учителя музыки.
— Японский мюзикл покорил русского зрителя — Азиатский тур оркестра Плетнева
Недавний выпускник Петербургской консерватории пианист Мирослав Култышев в интервью «Голосу России» отметил именно эту особенность:
«Что отличает класс именно в русской — я имею в виду даже не географически, а ментально — консерватории? Это понимание класса как единой семьи. Это другое отношение к самому учительству, чем на Западе. Самосознание русского профессора, мне кажется, несколько иное: служба в консерватории это важный моральный долг, это ценный этический аспект».
Торжества в честь юбилея Петербургской консерватории пройдут в течение всего сезона, начиная с гала-концерта 19 сентября, причем под эгидой ЮНЕСКО и со значительным международным участием. И это не только серия концертов, в которых главными лицами будут знаменитые выпускники и лучшие студенты. Это и совместная оперная постановка Петербургской и Миланской консерваторий «Сказочный сон в лесу». И историческая выставка «Императорская семья и Русское музыкальное общество», которая уже работает и вскоре отправится на «гастроли» в Ниццу.
А в самое ближайшее время здесь откроется «Международная неделя консерваторий» и Конгресс Европейской ассоциации консерваторий. Поздравить со 150-летием старейший музыкальный вуз России намерены не менее трехсот ректоров зарубежных высших школ музыки.
Источник: rus.ruvr.ru