Юрий Винничук: «Власть без интеллекта обречена»

Киев, 25 января — АиФ Украина. Признание и конфликты с властями в жизни писателя Юрия Винничука переплелись довольно тесно.

Киев, 25 января — АиФ Украина. Признание и конфликты с властями в жизни писателя Юрия Винничука переплелись довольно тесно.

В прошлом году Юрий Павлович посвятил президенту Виктору Януковичу стихотворение, которое зачитал публично. В итоге произведением малой формы занялась прокуратура. Стих, который так и не был издан, филологи изучали на наличие порнографии. Параллельно эксперты Британской телерадиовещательной корпорации (BBC) назвали роман Ю. Винничука «Танго смерти» Книгой года-2012 в Украине.

«Классику невыгодно печатать»

— Юрий Павлович, насколько мне известно, чтобы публиковать свои произведения во времена СССР, вам приходилось идти на определенные хитрости. Что изменилось после развала Союза? Есть ли сейчас давление на писателей: идеологическое, мировоззренческое, коммерческое?

— Сейчас для писателей проблем с цензурой не существует. Можно писать что вздумается, но есть издатель, который смотрит на то, можно ли эту книгу продать. Он также может вмешиваться в текст, если видит какие-то недостатки. Но это не касается известных писателей, тут уже сами издатели борются за новую книгу.

Поэтому можно утверждать, что давление у нас исключительно коммерческое. Больше всего от этого страдают наши классики, ведь из нашего литературного наследия издается только то, что изучают в школе или вузе, а множество произведений остается не только не переизданным, но и не изданным вообще. Никому неизвестные сокровища все еще остаются в виде рукописей. Но ни один издатель не возьмет на себя смелость издать то, что можно будет продать лишь за несколько лет. А государству на это все начхать. Хотя в России видим другую картину: там государство поддерживает важные для нации и науки издания.

— Прокуратура все еще изучает ваше стихотворение, посвященное В. Януковичу? Какие чувства у вас вызывает повышенный интерес властей?

— Знаете, я закаленный. В 1970-80-х меня не раз вызывали в КГБ, допрашивали. Делали обыски, изымали книги и рукописи, таскали в милицию и прокуратуру. Поэтому сейчас я уже ничего не боюсь. Хотя тогда было страшно. Я был молодой, и тюрьма меня пугала.

Что же касается стихов и обвинений в порнографии, то в прокуратуре Грачу (в прошлом году именно народный депутат Леонид Грач подал жалобу в Генпрокуратуру и обвинил Ю. Винничука в распространении порнографии и призывов к насилию. — Ред.) посоветовали обращаться в суд, если он считает, что его обидели. На этом и закончилось. Еще на меня подал в суд нардеп Вадим Колесниченко, но я получил только уведомление об этом, а самого иска еще не видел. А внимание власти понятно — я регулярно печатаю острые статьи, редактирую оппозиционную газету «Post-Поступ» и никогда не скрываю своих взглядов. Эту власть я считаю антинародной и недалекой. Ведь даже Гитлер и Сталин понимали, что без интеллектуалов на своей стороне они не смогут втюхивать народу свои идеи. Регионалам удалось привлечь на свою сторону только нескольких певцов, а ни один уважаемый интеллектуал не стал на их сторону. Поэтому они обречены.

«Народ просто не знает, кому верить»

— Знаю о вашем негативном отношении к «переквалификации» писателей в политиков. Но парламентские выборы ярко продемонстрировали, что это явление с нами надолго. Может, не так это и плохо?

— Писатель, уйдя в политику, назад в литературу уже не возвращается. А если и делает попытки вернуться, то это уже на уровне графомании. Есть примеры Драча, Олейника, Павличко, Осадчука и других. Такова цена за измену литературе. Иногда такая жертва себя оправдывает. Пример — Вацлав Гавел. Но Гавел — это исключение, которое лишь подтверждает правило.

У нас же ситуация такова, что народ просто не знает, кому верить. Поэтому и хочет видеть в парламенте писателей — верит, что они «тушками» не станут.

— Вы говорили как-то, что ваши политические предчувствия сбываются. Например, в начале 1980-х предсказали развал СССР. Чем это объяснить: тонкостью восприятия и умением улавливать общественные настроения или у писателей есть какое-то свое шестое чувство?

— Развал СССР еще до меня, в 1969 году, предвидел историк Андрей Амальрик в книге «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?». Фактически все предпосылки для распада государства начались уже в 1985 г. Что же касается меня, то я просто в это верил.

Каждая империя имеет свой период развития и упадка, это исторический закон. Если бы не Вторая мировая, то СССР распался бы еще раньше, ведь самое сознательное поколение тех, кто родился в начале XX в., было тотально уничтожено, а поколение, которое родилось в 1910-1920 гг., понесло огромные потери на войне. Поэтому систему смогли повалить уже только те, кто родился в 1930-1940 гг.

«Книги не подешевеют»

— После развитого социализма страна в 90-е годы начала строить капитализм. Нецивилизованный, со своими особенностями, но все же капитализм. И все сферы жизни переходят на рыночную основу. Баланс спроса и предложений — вот то, чем, по идее, должен руководствоваться любой бизнес, в том числе и издательский. Как вы считаете, соответствует ли потребностям читателей количество литературных произведений, их качество?

— Во времена СССР тиражи были заоблачные. Дюма, Загребельного издавали миллионами экземпляров. Моя первая книга в 1990 г. вышла тиражом 65 тыс. Сейчас таких тиражей даже в России нет. Это объясняется тем, что очень сильно развилось телевидение, появилось множество интересных фильмов, Интернет. Книга вынуждена была уступить.

Но даже в такой ситуации наше книгоиздательство далеко от идеала. Его волнует прибыль, а потому в магазинах преобладает низкопробная литература. Даже если взять авторов детективов, то не так просто купить классиков: Чандлера, Хэммета, Сименона или Буало-Нарсежака. Зато навалом Донцовой и Марининой. Люди читают ширпотреб и смотрят тупые сериалы, уровень интеллекта падает.

— Насколько реально начинающему автору выбиться на наш литературный Олимп? Может ли талант сам пробить себе дорогу, или без сопровождения спонсоров, пиарщиков это нереально?

— Никаких проблем. В последние годы благодаря «Коронации слова», «Смолоскипу» и другим конкурсам вынырнуло много молодых авторов. Вот пример: никому неизвестная Надежда Гербиш издает книжечку простеньких сладеньких рассказов, которые вдруг становятся небывало популярными. То же самое — Мирослав Дочинец. Он себе придумал какого-то столетнего деда, который якобы рассказывает ему все премудрости жизни. И эти его книжечки тоже разлетаются «на ура».

— Сейчас все чаще вместо «купил книгу» звучит «скачал книгу». Литература с бумажных носителей перекочевывает на электронные. Это удар по литераторам и культуре чтения или эволюция?

— Честно говоря, я и сам этим занимаюсь. Но только в тех случаях, когда не имею возможности купить книгу. Речь идет, конечно, о российских изданиях. Однако приятнее все же держать в руках книгу, а не покетбук. Сейчас трудно предвидеть, во что это выльется, но, думаю, какая-то часть читателей все же останется верна книге. Так же, как и та часть кинолюбителей, которая предпочитает кинотеатр, а не домашнее видео.

Хотя в Украине книги еще не такие дорогие, как в России, Польше или Чехии, но они точно дешеветь не будут. Поэтому все, кому они не по карману, будут пользоваться электронным вариантом. От этого никуда не денешься.

ДОСЬЕ Юрий ВИННИЧУК, родился в 1952 г. в Станиславе (сейчас — Ивано-Франковск). Окончил Прикарпатский университет им. В. Стефаника по специальности «учитель украинского языка и литературы». Писатель, поэт, переводчик, редактор антологий. Его книги издавались в переводе в Великобритании, Франции, Германии, США, Канаде, Польше, Аргентине и пр. В 2012 г. получил знак отличия «Золотой писатель Украины».

Источник: ukr.aif.ru

Добавить комментарий