Вице-спикер Сейма Литвы: Русское влияние в нашей политике нельзя исключить

Вице-спикер Сейма Литвы, член Либеральной партии Гинтарас Степонавичюс дал интервью шеф-редактору ИА REGNUM-Балтика Оксане Чернышевой.

ИА REGNUM: В октябре в Литве пройдут выборы в новый парламент. Как Вы думаете, будет ли в предвыборной кампании разыгрываться так называемая «русская карта»?

Вице-спикер Сейма Литвы, член Либеральной партии Гинтарас Степонавичюс дал интервью шеф-редактору ИА REGNUM-Балтика Оксане Чернышевой.

ИА REGNUM: В октябре в Литве пройдут выборы в новый парламент. Как Вы думаете, будет ли в предвыборной кампании разыгрываться так называемая «русская карта»?

Развитие внутренней ситуации в Литве подсказывает, что вряд ли «русская карта» станет той позитивной картой, на которую среагируют избиратели. В Литве отсутствуют межнациональные потрясения, и, в целом, межнациональный вопрос стоит не так остро, как в Эстонии или в Латвии. Не думаю, что какая-то серьезная политическая сила будет делать упор в своей работе на темах, которые называют «русской картой».

ИА REGNUM: Тогда почему политические скандалы в Литве по-прежнему возникают вокруг того, что связано с Россией — возможная встреча премьер-министра Киркиласа с представителями «Газпрома», требование от России компенсаций за «оккупацию», энергетическая зависимость и т.д.

Что касается компенсаций, то в политической риторике эта тема присутствует, но большинство политиков осознает, что в реальности это осуществить невозможно. Не думаю, что требование компенсаций от России станет ярким аргументом в предвыборной борьбе. А в целом, в литовском обществе присутствует некоторая настороженность по отношению к России и тем преобразованиям, которые сейчас происходят. Возможно, у нас срабатывает подсознательный фактор, но изменения, которые произошли в России за последние восемь лет, показывают, что идет поворот от демократических устоев к чему-то другому. И то, что говорится по телевизору, пишут в газетах… Нам кажется, что «где-то все это мы уже слышали…».

Друзья России в Литве помнят взрыв свободы в начале 90-х годов, и движение в противоположную сторону нас, разумеется, удручает. Литовцы находятся в добром расположении по отношению к русским людям. На полках в книжных магазинах много русских книг. Я сам только за последние годы нашел для себя — Довлатова, Акунина. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков регулярно приезжает в Литву с концертами и выступает в Вильнюсе и обязательно еще в одном городе. Большинство зрителей в зале — литовцы. Обидно, что мы могли бы еще больше развивать взаимодействие на разных уровнях, но иногда сама Россия показывает, что делать этого не надо. Например, в энергетической теме… Литва сейчас находится на переломном этапе: продвигаются проекты построения электрических мостов с Польшей, Швецией, идет организационное обустройство будущей Новоигналинской АЭС и в этот момент сама Россия подсказывает своими отношениям к энергетическим контрактам с другими странами да и с нами, что нужна диверсификация. Зависимость от «Газпрома» для нас, судя по всему, неизбежна, но в других составляющих энергетики мы должны быть более свободны в своем выборе. Надо понимать: диверсификация в энергетике происходит не против России, а за литовские национальные интересы.

ИА REGNUM: Накануне выборов традиционно говорят об участии «русских денег» в политике…

Русское влияние в нашей политике нельзя исключить. Понятно, что некоторые партии будут участвовать в выборах, используя, в том числе, и деньги из русских энергетических компаний. И есть истории, о которых стало известно, и которые показывают, что русское влияние в литовской политике есть. Вспомнить хотя бы историю импичмента президента Паскаса, когда влияние денег (и не только) российского происхождения было очевидно. Некоторые политики не видят в этом ничего плохого. Они не считают, что это означает продажность и считают вполне приемлемым внешнее влияние на нашу политику. Хотя литовское общество в целом к таким влияниям относится негативно.

ИА REGNUM: Публичный скандал разгорелся недавно вокруг создания национального инвестора, который займется строительством будущей Игналины-2. Почему литовцы выступили против создания холдинга, состоящего из частных компаний? Неужели люди стали выступать против частной собственности?

Нет, но люди хотят прозрачности. Они хотят знать, сколько будет стоить электричество после строительства Новоигналинской АЭС? А ответа на этот вопрос нет. Поэтому возникают следующие вопросы: кто будет заниматься новой АЭС? Что это за компании? Кто подписывал с ними договор? Так и получилось, что хорошее начинание произошло на темной основе: при выборе компаний, участвующих в холдинге, не проводилось тендера, просто самая крупная энергетическая компания в Литве автоматически стала участником этого холдинга.

ИА REGNUM: Некоторые политики заявляют, что нужно отложить закрытие действующего блока АЭС.

Об этом нужно вести переговоры с ЕС, но я — реалист и понимаю, что европейские политики вряд ли пойдут на это. В конце концов, именно закрытие старой АЭС было одним из главных условий нашего вступления в Евросоюз. Но переговоры с ЕС вестись будут и довольно интенсивные… Другое дело, что сейчас нужно думать, как с помощью так называемых «спящих» станций, то есть неиспользуемых сегодня на полную мощность, организовать полноценное снабжение электричеством себя.

ИА REGNUM: А не будет ли закрытие старого блока и строительство новой АЭС разыграно в предвыборной борьбе?

Конечно, отдельные партии, может, и не хотели бы, чтобы именно нынешний холдинг участвовал в строительстве АЭС. Но я думаю, что энергетический вопрос слишком серьезен, чтобы разыгрывать его в предвыборной борьбе.

Гинтарас Степонавичус, вице-спикер Сейма Литвы. Член фракции Либеральной партии. Член Конституционной комиссии Сейма. Член Комитета по праву и правосудию.

Родился в 1967 году в Клайпеде. В 1985 году поступил на юриспруденцию Вильнюсского государственного университета. С 1990 года повышал квалификацию в Гаагской международной академии права, Копенгагском университете, Бермингенгском университете права, Европейском университете права во Флоренции, Грионингерском королевском университете права в Нидерландах. С 1995 по 1999 получил докторантскую степень Вильнюсского университета международных отношений и политических наук. С 1997 по 2000 год был обозревателем еженедельника Atgimimas (Возрождение). С 2000 по 2004 год вице-спикер Сейма Литвы. С 2000 по 2001 год был председателем комитета Сейма по делам Европы. С 2005 года член партии Союза либералов и центра, член правления партии. С 2006 года первый заместитель председателя партии либерал-центристов. С 1994 года основатель центра по правам человека. Женат. Жена Угне Ясинскайте, судья. Сын Миколас и дочь Урте.

Источник: regnum.ru

Добавить комментарий