Газ украинских перемен

Газ украинских перемен
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Прямо по курсу

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Прямо по курсу

Газ украинских перемен

Наверное, об этом можно сказать: свершилось! И поставить восклицательный знак. «Газпром» и «Нафтогаз Украины» подписали дополнение к действующему контракту купли-продажи газа. И хотя речь идет исключительно о переходе в расчетах за топливо на российские рубли, пафос стоит считать вполне уместным. Ведь это — первое, что изменили стороны юридически после начала напряженных переговоров по корректировке соглашений от декабря 2009 года.

На Украине, правда, рублевый эквивалент называют не бог весть каким достижением. Но на самом деле это не только технический момент. Это российский курс. А это уже категория политическая. Поэтому подписанный документ выглядит прологом к более масштабным переменам.

Не случайно эксперты обратили внимание даже не столько на то, что глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко это сделали. В конце концов, к этому все шло. Еще 26 октября Киев и Москва условились о переходе на рубли в принципе. Главное было в том, что они сказали. В унисон заявили о том, что переговоры об условиях поставки российского газа на Украину могут быть завершены до конца 2011 года.

Такую же надежду в этот же день выразил и российский посол на Украине Михаил Зурабов. Он тоже предположил, что обновленный контракт ляжет под елочку обоюдовыгодным подарком. Он признал, что осталось еще много технических деталей, согласование которых с этой недели будет проходить более интенсивно. Но отметил, что российская сторона понимает, что без новых параметров цен на газ в Киеве не могут ни принять бюджет на следующий год, ни продолжить переговоры с МВФ о кредитовании.

И все это и есть новое слово в переговорном процессе. Подобные слова, впрочем, уже звучали, но исключительно из уст украинских випов. В Москве же предлагали не торопить события. И то, что сейчас об этом заговорили российские чиновники, уже признак того, что событие будет.

Пока суть договоренностей хранится в глубокой тайне. Вокруг нее только слухи, домыслы и предположения. Говорят, что круг неутвержденных вопросов еще слишком широк. Во-первых, не определено участие посредников в поставках газа. Во-вторых, в проекте возможного консорциума до сих пор не регламентировано европейское присутствие и распределение долей. В-третьих, украинская делегация хочет вывести за скобки свои подземные хранилища газа; россияне — против.

В общем, бурные дискуссии еще предстоят. Но это уже — детали. Да, в них вполне еще может скрываться дьявол. Но, по крайней мере, в принципиальных вещах, если уж речь идет о новом формате, уже точно черт ногу не сломит.

Здесь все очевидно. Украине нужен более дешевый газ. Россия же исходит из того, что она не для того провозглашала прагматизм в отношениях с партнерами, чтобы возвращаться к политике преференций просто по доброте душевной. И Белоруссия, получившая в два раза меньшую цену в обмен на полный пакет «Белтрансгаза», — свежий пример.

С Украиной, видимо, обойдется без так называемого интеграционного коэффициента. Во всяком случае, по словам Михаила Зурабова, новые условия вряд ли будут включать в себя интеграционную составляющую. Вместе с тем, он добавил, что договоренности будут оформлены не только как контракты хозяйствующих субъектов, но и как соглашения между правительствами. И это они станут юридической основой для дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере. И эти контуры, как сказал Зурабов, на политическом уровне уже очерчены.

Исключение из соглашений интеграционной составляющей еще отнюдь не указывает на то, что они будут лишены, так скажем, взаимопроникновения. Если вспомнить известные Харьковские соглашения, то в них тоже нет ни слова об интеграции. Но как в итоге хорошо получилось.

Очевидно одно, Россия только-только, по сути, подарившая Белоруссии на газовом демпинге ежегодных три миллиарда долларов, вряд ли позволит себе благотворительность и по отношению к Украине.

В общем, с переходом на рубли можно сказать, что в наших делах уже хоть что-то свершилось. Но это только восклицательный знак. А стремятся все-таки уже поставить точку.

У нас на связи директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов.

Шейнкман: Россия и Украина договорились между собой об оплате российского газа российскими же рублями. Наверное, это само по себе можно считать достижением. Но, тем не менее, исходя из этого, можно ли предположить, что и по основным принципиальным вопросам мы договоримся уже в этом году?

Корнилов: Вы знаете, насчет рублей, в принципе, в практике такое уже бывало, насколько мне известно, ни раз. На самом деле понятное дело, что в случаях, когда у Украины не было денег, приходили на выручку российские банки, которые предоставляли Украине кредиты. Кредиты, насколько я понимаю, были и рублевые. И этими рублями, которые не выходили за пределы России, Украина и расплачивалась за российский газ. То есть, насколько я понимаю, в практике такое уже бывало. Сейчас подписаны документы, которые, в общем-то, узаконивают эту практику.

Что же касается договоренностей. Я очень надеюсь, что Украина и Россия достигнут принципиальных, очень важных договоренностей, в том числе о скидке на цены на российский газ для Украины, создании газотранспортного консорциума, выходе Украины из протоколов европейской Энергетической хартии, не просто в этом году, а уже в ближайшие дни, а может быть, даже часы.

Шейнкман: Вокруг этих переговоров очень много слухов, предположений, поскольку нет какой-то конкретной информации. Но известно, что Украина хочет, чтобы понизили цену. За счет чего? Насколько я знаю, на Украине именно это главный вопрос.

Корнилов: Насколько я понимаю, уже достигнута принципиальная договоренность о создании газотранспортного консорциума, о чем давно уже с 2002-2003 годов Украина и Россия пытались договориться и уже почти что договаривались.

Помимо этого, еще есть целый ряд договоренностей. Конечно, газотранспортный консорциум и возможность их структур, в частности, партнеров «Газпрома» из Европы участвовать в управлении и модернизации украинской газотранспортной системы. Эта договоренность, насколько я понимаю, уже в общих чертах достигнута. Осталось лишь подписать ее на уровне межправительственных соглашений. Я думаю, что уже в ближайшее время мы станем свидетелями данного подписания. Причем, скорее всего, это произойдет на Украине.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий