Белоруссия: успеть смотаться за границу за покупками

Татьяна МельничукРусская служба Би-би-си, Минск

Накануне рождественских и новогодних праздников белорусы активно едут в ближнее «капиталистическое» зарубежье.

На выходные дни и в преддверии праздников на маршруте «Минск-Вильнюс» вводят дополнительные поезда: в столице соседней Литвы белорусы покупают рождественские подарки, бытовую технику и множество нужных и не очень нужных вещей, помеченных ценником с впечатляющей скидкой.

Татьяна МельничукРусская служба Би-би-си, Минск

Накануне рождественских и новогодних праздников белорусы активно едут в ближнее «капиталистическое» зарубежье.

На выходные дни и в преддверии праздников на маршруте «Минск-Вильнюс» вводят дополнительные поезда: в столице соседней Литвы белорусы покупают рождественские подарки, бытовую технику и множество нужных и не очень нужных вещей, помеченных ценником с впечатляющей скидкой.

«Не очень много в этот раз купила, — отшучивается минчанка Ирина, рассовывая по переполненным багажным полкам увесистые пакеты. — Наших сейчас в вильнюсских магазинах больше, чем литовцев, и настоящие скидки будут только после Нового года. Так, по мелочи — подарки к праздникам».

Еще один мой попутчик сетует, что «все приходится тащить на себе», потому что очереди на пунктах досмотра автомобилей неимоверные.

«Бизнес» и граница

Из-за этих очередей две недели назад белорусский МИД был вынужден вручить ноту литовской стороне: на границе «застряли» более тысячи грузовиков.

Очередь, впрочем, спровоцировал не предпраздничный снабженческий ажиотаж: в начале декабря на литовском пропускном пункте Мядининкай за взятки и злоупотребление служебными полномочиями была задержана треть сотрудников. По информации литовских следователей, водители большегрузов за «быструю» проверку на границе вручали служивым по 20-40 литов (7-15 долларов); суммы «откупных» за обнаруженные при пересечении границы нарушения не сообщаются.

Владельцев личного транспорта в числе свидетелей при расследовании самого крупного в истории суверенной Литвы антикоррупционного скандала не оказалось. По понятным причинам.

«Издеваетесь? Зачем мне рубить сук, на котором я сижу?» — говорит белорус Алексей. Он регулярно, соблюдая установленный Минском «регламент» поездок, отправляется из приграничного поселка в соседнее государство с полным баком бензина и припрятанными пачками сигарет.

Бензин и сигареты из-за разницы в цене остаются самым выгодным «обменным» товаром. Еще везут дешевые белорусские лекарства, детское питание. Водку в Литву стало возить невыгодно — в литовских супермаркетах появились белорусские марки по доступной цене.

А вот в Польше на белорусской «беленькой» еще можно заработать «по мелочи».

«Контрабандный» поезд отменяют

Польские власти заявили о намерении отменить в наступающем году прямой маршрут «Гродно-Белосток». Пассажиров из белорусского Гродно в польском пункте пограничного и таможенного контроля Кузница пересадят в новый состав.

«Им будет невыгодно раскручивать поезда и прятать сигареты, потому что просто не будет времени их вытащить», — пояснил причины нововведения вице-маршалок Подлясского воеводства Валентин Корицкий.

Белостокское «Радыё Рацыя» сообщает, что проблему «контрабандного поезда» Корицкий уже обсудил с дипломатами-консулами на белорусской и польской сторонах и заручился поддержкой плана отмены «контрабандного поезда».

По сведениям ответственных ведомств, изменения в движении состава в Литву дали эффект и сократили объемы мелкой контрабанды — белорусский скорый поезд до Вильнюса не останавливается на мелких станциях на белорусской стороне, а стоимость проезда из столицы в столицу, увеличенный накануне нынешнего Рождества еще на 45%, делает «бизнес» ушлых бабушек бессмысленным.

Но литовские пограничники, оснащенные шуруповертами, все еще находят за обшивкой вагонов припрятанный товар.

И маршрут «Брест-Тересполь», трижды в день и всего за полчаса переправляющий через реку Буг неиссякаемых пассажиров, не просто так по традиции зовут «спиртовозом».

Любопытно, что несколько лет назад, как раз накануне Рождества, мы со съемочной группой Би-би-си намеревались снять отправку такого состава из Бреста. Договоренности с местными службами были достигнуты, но брестский вокзал внезапно объявили заминированным. «Мину» суровые спецслужбы искали весь предрождественский день, но так и не нашли.

«Испортили вы праздник! Ни себе, ни людям. Самый торговый день отменили», — посмеивался перевозивший наше оборудование водитель-брестчанин.

Проблема приграничных льгот

Переговоры об упрощении порядка контактов жителей приграничных территорий Минск ведет со всеми своими западными соседями. С Литвой, например, два года назад было подписано соглашение о порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий.

Стороны ратифицировали документ, но так называемое «малое приграничное движение» между странами еще не действует.

«Не надо говорить, что мы — причина того, что у нас не работает малое приграничное сотрудничество. Не в нас причина», — заявил в средине декабря президент Александр Лукашенко, принимая в Минске членов Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии.

Причиной пробуксовки соглашения белорусский президент назвал разницу в политических подходах Вильнюса к другим постсоветским странам. Литовская виза, по его словам, для белорусов стоит дороже, чем для россиян, а украинцам выдается бесплатно.

«Почему? Это вы так хотите с нами сотрудничать? Вы избирательно начинаете бороться против Беларуси. Я как президент как должен на это реагировать? — возмутился Лукашенко, которому запрещен съезд в страны Евросоюза. — Если вы хотите, я к вам приеду и расскажу. Но вы же боитесь, чтобы я даже к границе подъехал».

В белорусском Погранкомитете говорят о причинах более прозаичных: пункты пропуска и приграничная инфраструктура могут не справиться с потоком желающих отправиться за кордон.

По условиям соглашения с Литвой, например, круглогодичным выездом по дешевой (20 евро в год) визе могут воспользоваться около 600 тысяч жителей Белоруссии и 800 тысяч литовцев. Количество участников белорусско-польского проекта не меньше.

«Малое товарное движение»

«Это, по сути, „малое товарное движение“, как говорят наши польские коллеги, — замечает пресс-секретарь Госпогранкомитета Александр Тищенко. — Написано в соглашении: для укрепления родственных связей, поддержания культурных, конфессиональных контактов. Но на деле все эти связи — до ближайшего гипермаркета и обратно».

«На Брестчине, Гродненщине видели „долины нищих“ с шикарными коттеджами? Люди не работают не то что годами — десятилетиями, они занимаются только перемещением товаров через границу. И не только белорусы — поляки, литовцы не прочь воспользоваться такой схемой», — продолжает он.

Специалисты отмечают: Белоруссия не готова зарабатывать на гостях из-за границы. Мало в белорусском приграничье отелей, придорожных кафе, привлекательных торговых точек. Соседняя Польша, между тем, в уходящем году получила в приграничных восточных районах более 2 млрд долларов прибыли от заезжих белорусов, украинцев, россиян.

Формула малого приграничного движения в уходящем году реализована Белоруссией только на латвийском направлении.

В Минске официально говорят, что на небольшом количестве участников белорусско-латышского проекта отрабатывается оптимальная схема действия таких соглашений. А неофициально признают: 400 белорусов, попадающих в рамках соглашения в зону малого приграничного движения, не слишком рвутся за покупками в дорогую по ценам Латвию, но до шести тысяч латышей вполне могут соблазниться и приехать за дешевыми, по их меркам, товарами в Белоруссию.

Источник: bbc.co.uk

Добавить комментарий