Москва — Китай-город

Основные улицы Китай-города, начинающиеся от Красной площади — Никольская, Ильинка и Варварка.

Название улицы Никольская происходит от монастыря святого Николая (№ 11— 13). В средневековье это была главная торговая улица города. Здесь можно было купить всё, что угодно: от продуктов питания, икон и книг, до заморских вин и дорогих тканей и оружия. На Никольской стояли многочисленные дворы родовитого боярства.

Основные улицы Китай-города, начинающиеся от Красной площади — Никольская, Ильинка и Варварка.

Название улицы Никольская происходит от монастыря святого Николая (№ 11— 13). В средневековье это была главная торговая улица города. Здесь можно было купить всё, что угодно: от продуктов питания, икон и книг, до заморских вин и дорогих тканей и оружия. На Никольской стояли многочисленные дворы родовитого боярства.

В конце XIX — начале XX веков на Никольской располагались конторы известнейших фабрикантов, гостиницы, рестораны, торговые подворья.

Открывает улицу Казанский собор (№ 1), построенный средства князя Дмитрия Пожарского, вместе с Козьмой Минином освободивший Москву от польских интервентов (1612 г.). О храме мы писали в нашей статье «Красная площадь».

Напротив — здание Верхних Торговых рядов (ныне — Государственного универсального магазина (ГУМ)), построенное в русском стиле в 1890-1893 годах архитектором Александром Померанцевым. Огромное сооружение возведено на месте старых Торговых рядов архитектора Осипа Бове. Внешне старые помещения выглядели неплохо. Но — внутри!.. Настоящий восточный базар!.. Сплошные полутемные закоулки — купцам из-за боязни пожара не разрешалось пользоваться даже свечками. Что-то найти в этом хаосе без вадемекума было крайне сложно.

За Казанским собором — колоритное здание Никольских торговых рядов (№ 5), построенное в конце XIX века архитектором Львом Кекушевым.

За ним находится Заиконоспасский монастырь (№ 7-9), основанный царем Борисом Годуновым в 1600 году. Название Заиконоспасская обитель получила потому, что стояла за Иконным рядом.

Эта заурядная, небогатая обитель известна в истории тем, что в ней располагалось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия (основана в 1685 году), переведенная сюда в 1687 году из находящегося по соседству Богоявленского монастыря.

Основатели академии — греческие богословы братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия не была исключительно церковным учебным заведением, она давала широкое образование, поэтому в нее охотно поступали представители высшей московской знати. Среди учеников академии: поэты князь Антиох Кантемир и Василий Тредьяковский, ученый Михайло Ломоносов, основатель русского театра Федор Волков, создатель русского фарфора Дмитрий Виноградов, исследователь Сибири и Камчатки Степан Крашенинников.

До сих в большинстве построек обители располагаются аудитории Историко-архивного института (ныне — Российский государственный гуманитарный университет — РГГУ). Автору этих строк хорошо известны эти здания — он посещал их в течение пяти лет учебы в институте. И атмосфера средневековья настраивала будущих историков на восторженный лад, заставляла внимательнее относиться к изучению истории России…

За Никольским монастырем — самое красивое здание улицы — Синодальная типография (№ 15). На этом месте в 1553 году по указу царя Иоанна Грозного был построен Государев Печатный двор, который 10 лет спустя возглавил первый русский типограф Иван Федоров. В 1564 году он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем выпустил первую книгу — «Апостол» («Деяния и послания святых Апостолов»). Но новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков — их труд становился невыгоден, типографский станок печатал книги быстрее и дешевле. В народе пошли слухи о том, что Ивана Федорову помогает печатать книги… нечистая сила! Печатников обвиняли также в ереси. А вскоре в типографии произошел пожар, возможно, вследствие поджога.

Но дело Ивана Федорова не умерло — его ученики выпустили два десятка книг, причем в 1597 году «Апостол» был снова издан невиданным по тем временам тиражом — 1050 экземпляров.

А в 1703 году Печатный двор напечатал первую русскую газету «Ведомости».

Здание Печатного двора было перестроено в готическом стиле, с башенками и обилием растительного орнамента в 1811–1814 годах для Синодальной типографии. Над входом — барельефы льва и единорога и пара солнечных часов. Помимо Синодальной типографии, солнечные часы в Москве можно увидеть лишь в Новодевичьем монастыре, хотя в средние века ими часто украшали публичные здания.

Ныне в типографии располагаются аудитории РГГУ…

Напротив Синодальной типографии — Богоявленский переулок, в котором возвышается над окружающей застройкой собор (дом № 4) Богоявленского монастыря — памятник московского барокко. Конец XVII столетия, когда конфликт между хранителями традиций и сторонниками светского искусства достиг особой остроты, ознаменовался зарождением и бурным развитием в Москве архитектурного направления, получившего название московского, или нарышкинского, барокко. Название объясняется тем, что большая и лучшая часть этих построек была возведена на средства бояр Нарышкиных, родственников Петра I. Приверженцы нового направления широко использовали классические ордера. Нарышкинские церкви отличает ярусность и центричность симметричной композиции, совмещение в одной постройке храма и колокольни.

Перед собором — памятник братьям Лихудам работы известного скульптора Вячеслава Клыкова. Монумент — дар правительства Греции городу Москве. Греки-просветители, облаченные в монашеские ризы, заняты переводом Библии на церковнославянский язык. Софроний, стоя, держит свиток, а Иоанникий восседает на резном стуле с развернутой грамотой в руках. Перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями.

За Синодальной типографией — здание бывшей гостиницы и ресторана «Славянский Базар», построенное в 1872 году. В отеле останавливались Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Антон Чехов. Специально для ресторана художник Илья Репин написал картину «Собрание русских, польских и чешских музыкантов». После 1917 года ее разместили над парадной лестницей Московской консерватории. 21 июня 1897 года в «Славянском базаре» состоялась историческая встреча Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко на которой они договорились об основании МХАТа.

Ныне в здании размещается Московский государственный академический камерный музыкальный театр под руководством Бориса Покровского.

В глубине владения № 17 — единственная сохранившаяся стрельница Китай-города — Круглая угловая башня постройки 1530-х годов. Ее хорошо видно из Театрального проезда: башня находится за гостиницей «Метрополь».

За «Славянским базаром» — самая короткая московская улица — Третьяковский проезд Он проложен в 1870–1871 годах по инициативе купцов–меценатов Павла и Сергея Третьяковых на месте ранее существовавшего проезда, замурованного за ненадобностью в XVIII веке. Со стороны Театрального проезда фасад здания встроен в Китайгородскую стену, имитируя древние ворота Китай-города — каменные башни с характерными для древней Руси деревянными шатрами, фигурными флюгерами, «ласточкиными хвостами» — бойницами.

До 1917 года в проезде располагались самые дорогие магазины Москвы. Ныне, после реконструкции, эта самая короткая улица успешно повторяет старые традиции — там расположены самые дорогие бутики города, а, может быть, и России.

За проездом — здание в стиле модерн, построенное зодчим Адольфом Эрихсоном в 1890-х годах для аптеки Карла Феррейна (№ 21). Это — самый известный фармацевтический магазин Москвы и самый крупный в Европе. В середине XIX века здесь обслуживалось до 50 тысяч рецептов в год. Ныне в доме располагается ресторан.

Параллельно Никольской, от Красной до Новой площади, проходит старинная и фешенебельная Ильинка. В конце XIX — начале XX веков улица была застроена великолепными банковскими и конторскими зданиями в различных стилях, став деловым центром города, своего рода московской Ломбард-стрит или Уолл-стрит. Здесь располагались Волжско-Камский коммерческий банк (№ 8), Петербургский международный коммерческий банк (№ 9, ныне здание Министерства финансов), Азовско-Донской банк, Московский торговый банк (№ 10), Русский внешнеторговый и Сибирский банки (№ 12), Московский купеческий банк (№ 14). В конце улицы выделяется высотный дом с башенкой и часами — комплекс Северного страхового общества (№ 21-25)…

В начале Ильинки — здание Средних торговых рядов (№ 1), построенное в конце XIX века Романом Клейном. Далее, справа — Старый Гостиный двор (№ 4). Недавно в нем открыли музей парфюмерного искусства фабрики «Новая заря», основанной в 1864 году французским парфюмером Генрихом Брокаром. К началу XX века его предприятие было крупнейшим в Европе.

Брокар делал ставку на широкое распространение парфюмерных продуктов среди простого населения, стараясь захватить рынок дешевыми и, в то же время, качественными товарами. Он выпустил «народное» мыло, стоившее всего копейку и расходившееся по самым далеким российским окраинам.

Изобретательности Брокара не было пределов. Однажды среди ночи, он переполошил своих домочадцев криками: «Нашел! Надо создать букет! Для императрицы!» Накинув халат, Брокар побежал в кабинет звонить главному художнику своей «империи». А спустя неделю к нему доставили прекрасную хрустальную вазу, полную роз, фиалок, нарциссов, ландышей. Все они с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска, но выглядели почти как живые и каждый цветок источал свой натуральный аромат. В день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора Николая II, Брокар вручил ей эту вазу с духами. Она повелела назвать новые духи «Любимый букет императрицы». После 1917 года духи получили новое название — «Красная Москва».

А еще парфюмер изобрел одеколон «Тройной», «Детское» мыло…

Напротив Гостиного двора — здание Троицкого подворья (№ 5), построенное в 1870-х годах — доходное владение знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Это первый пятиэтажный дом в Москве. В нем помещалась гостиница и знаменитый до революции «Новотроицкий» трактир. Павел Богатырев, известный певец XIX века, выходец из купечества, вспоминал: главная достопримечательность Ильинки — Новотроицкий трактир, упоминаемый во многих русских романах. Там московское богатое купечество на славу кормило и поило своих покупателей, и происходило «обмывание» вновь затеянных торговых миллионных дел. В Новотроицкий трактир считалось необходимым свести всякого «видного» иностран­ца, впервые прибывшего в Москву.

Но все же главная достопримечательность Ильинки — это здание Биржи (№ 6). Оно было построено в 1873-1875 годах Александром Каминским — зятем Павла Третьякова. Архитектор перестроил прежнее здание 1839 года, заменив открытую галерею лоджией и украсив его портиком с треугольным фронтоном. Рустовка нижнего этажа, скульптурные вставки придали зданию праздничность и торжественность. Этот храм Меркурия строился в духе классицизма по аналогии с храмом Аполлона. Ныне в здании размещается Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Третья главная улица Китай-города — Варварка, названная по церкви святой великомученицы Варвары, сооруженной в 1514 году зодчим Алевизом Новым и перестроенной в конце XVIII века (№ 2). Здание церкви в плане крестообразное. С северной и южной сторон его украшают шестиколонные портики коринфского ордера. За счет перепада рельефа создан дополнительный этаж — высокий белокаменный цоколь.

Напротив церкви — уже упоминавшийся Старый Гостиный двор (№ 4), который по определению старого путеводителя, «колодезь», снабжавший в старину не только Москву, но и всю Россию товарами. Это монументальное классическое сооружение воздвигнуто в 1805 году по проекту Джакомо Кваренги. По фасадам и со стороны двора на обоих этажах первоначально были открытые галереи, на которые выхо­дили прилавки купеческих лавок. Со стороны двора галереи членятся пилястрами, а с внешней стороны — могучими колоннами коринфского ордера, которые придают зданию монументальность и торжественность.

За церковью Варвары находится одно из наиболее интересных и старейших гражданских зданий Москвы — старый Английский двор XVI—XVII ве­ков (№ 4А). Великолепные палаты с па­радным залом, жилыми и склад­скими помещениями царь Иван Грозный передал английским купцам из «Московской компании», образованной в 1555 году капитаном Ричардом Ченслором. Он первым из жителей Туманного Альбиона достиг морским путем России — устья реки Северная Двина (там, где сегодня стоит город Северодвинск — главная база Северного флота РФ), Вскоре подворье стало центром дипломатических и коммерческих связей России со странами Западной Европы. А позднее Петр Первый открыл в этом здании математическую школу.

Ныне в Английском дворе работает музей. Он был торжественно открыт 19 октября 1994 года во время первого официального визита в Россию британской королевы Елизаветы II.

За Английским двором еще один музей — «Палаты Романовых в Зарядье» (№ 10). Согласно легенде, в этих палатах 12 июля 1596 года родился основатель Династии Романовых — царь Михаил Федорович. Позже он отдал палаты Знаменскому монастырю, основанному им на территории своей вотчины в 1629-1630 годах. А в середине XIX века указом императора Александра II здесь был открыт один из первых российских музеев — «Дом бояр Романовых».

Палаты — яркий образец боярского быта XVII столетия. Внутреннее помещение традиционно разделено на «мужскую» и «женскую» части. В «мужской» половине представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». Второй этаж — «женское» пространство: сени, комната боярыни, светлица. Обстановку комнат составляют подлинные предметы XVII века.

Завершают перспективу Варварки два церковных здания — Георгия Победоносца (№ 12) и Иоанна Предтечи (№ 15). Далее улица выходит на Славянскую площадь, на которой стоит памятник святым Кириллу и Мефодию, реформаторам славянской азбуки и создателям церковнославянского языка.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий