Михаил Нестеров. Таинственный поэт русской живописи

Михаил Нестеров. Таинственный поэт русской живописи
В экспозиции около двухсот произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многих других российских музеев и частных коллекций. Это самая крупная выставка художника, которая когда-либо проводилась. Здесь можно увидеть не только классические работы художника, но и эскизы Нестерова к росписям в церквях, которые никогда не выставлялись ранее, и работы советского периода из коллекций провинциальных музеев и частных собраний.

В экспозиции около двухсот произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многих других российских музеев и частных коллекций. Это самая крупная выставка художника, которая когда-либо проводилась. Здесь можно увидеть не только классические работы художника, но и эскизы Нестерова к росписям в церквях, которые никогда не выставлялись ранее, и работы советского периода из коллекций провинциальных музеев и частных собраний.

Михаил Нестеров. Таинственный поэт русской живописи

«Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь, — писал о Нестерове философ и публицист Василий Розанов. — Я думаю, он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал „стиль Нестерова“, и этот стиль никогда не повторится».

На выставке в Русском музее экспонируется одно из центральных произведений в творчестве Михаила Нестерова — картина «Видение отроку Варфоломею», которую известный художественный критик Александр Бенуа называл «одной из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века».

Основой для картины послужил сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» Епифания Премудрого, в котором рассказывается о встрече юного Варфоломея, впоследствии святого Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры, с таинственным старцем.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука эта тяжело давалась мальчику. Однажды Варфоломей встретил схимника, попросил незнакомого старца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей стал совершенно другим человеком.

Первые наброски к картине Михаил Нестеров сделал в Италии, на острове Капри. Поехал туда рисовать итальянские пейзажи, а на обороте их в альбоме вдруг начал делать наброски картины о житиях русского святого. Вернувшись в Россию, он продолжил работать над картиной.

Долгое время художник делал бесконечные зарисовки крестьянских детей, но никак не мог найти единственно правильный образ, до тех пор, пока однажды, идя по деревне, не заметил девочку лет десяти.

«Стриженую, с большими, широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную, — писал Нестеров в своих „Воспоминаниях“. — Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий». Художнику удалось уговорить родителей девочки, и они дали согласие на то, чтобы их дочка позировала ему.

«Видение отроку Варфоломею» стало сенсацией 18 выставки передвижников. Работу сразу же приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Позже Михаил Нестеров написал две копии этой картины. Первую, в 1917 году, по просьбе певца Федора Шаляпина, в подарок ему. Вторую, в 1922 году, для выставки русских художников в Большом дворце в Нью-Йорке.

Этот вариант картины называется «Видение св. отроку Сергию» и содержит одно заметное отличие от оригинальной версии картины — в левом верхнем углу картины Нестеров написал луну, которой нет на картине «Видение отроку Варфоломею». Эта картина была продана в 2007 году на нью-йоркских торгах аукционного дома Sotheby’s за рекордную сумму в 4 296 000 долларов, что сделало Михаила Нестерова одним из самых дорогих русских художников.

Фотолента: «Летящий гений» Врубеля

Нестеров в своих работах отразил религиозно-философские искания русского «Серебряного века» конца XIX — начала XX вв, времени предреволюционного расцвета русской культуры. К вершинам творчества Нестерова относятся фрески. Художник расписывал Владимирский собор в Киеве, построенный к 900-летию Крещения Руси, и Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве.

На выставке в Русском музее представлены эскизы росписей. Накануне Февральской революции 1917 года он показал публике свое знаменитое полотно «Христиане», также известное как «Душа народа» и «На Руси». В числе первых его увидели русские религиозные философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Один сгинул в ГУЛАГе, второй был вынужден эмигрировать. Их парный портрет, названный «Философы», Нестеров написал в том же 1917 году.

Великие русские в портретах

После революции Нестеров отошел от религиозной тематики и почти полностью обратился к жанру портрета.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий