«Белые ночи» в Перми: Форум StartArt как диагностика русской музыкальной инфраструктуры

«Белые ночи» в Перми: Форум StartArt как диагностика русской музыкальной инфраструктуры
Ну как там в Москве? Pompeya теперь на высоте, да? Они у меня давным-давно уже в плеере и до сих пор не надоели, это первые несколько связных предложений, которые я слышу, приехав в Пермь. Их произносит Катя, которая на пермских Белых ночах занимается логистикой. За следующие двадцать минут, что мы едем от аэропорта до гостиницы, мы успеваем обсудить Пикник Афиши, ростовчан Motorama, певца Трики и мексиканских музыкантов, которые провели в Перми все начало июня. Я в городе первый раз, но даже мне понятно: за последние несколько лет в Перми что-то поменялось. И дело не в арт-объектах на улицах или гастролях западных музыкантов, просто людям открыли окно, в которое некоторые догадались заглянуть: А вот, смотрите, бывает еще так; и может быть, это звучит слишком снисходительно, по-московски, но вот какое дело в таких примерно словах половина пермяков (та, что довольна) рассказывает о переменах последних в городе.
Ну как там в Москве? Pompeya теперь на высоте, да? Они у меня давным-давно уже в плеере и до сих пор не надоели, это первые несколько связных предложений, которые я слышу, приехав в Пермь. Их произносит Катя, которая на пермских Белых ночах занимается логистикой. За следующие двадцать минут, что мы едем от аэропорта до гостиницы, мы успеваем обсудить Пикник Афиши, ростовчан Motorama, певца Трики и мексиканских музыкантов, которые провели в Перми все начало июня. Я в городе первый раз, но даже мне понятно: за последние несколько лет в Перми что-то поменялось. И дело не в арт-объектах на улицах или гастролях западных музыкантов, просто людям открыли окно, в которое некоторые догадались заглянуть: А вот, смотрите, бывает еще так; и может быть, это звучит слишком снисходительно, по-московски, но вот какое дело в таких примерно словах половина пермяков (та, что довольна) рассказывает о переменах последних в городе.
«Белые ночи» в Перми: Форум StartArt как диагностика русской музыкальной инфраструктуры

Ну как там в Москве? Pompeya теперь на высоте, да? Они у меня давным-давно уже в плеере и до сих пор не надоели, это первые несколько связных предложений, которые я слышу, приехав в Пермь. Их произносит Катя, которая на пермских Белых ночах занимается логистикой. За следующие двадцать минут, что мы едем от аэропорта до гостиницы, мы успеваем обсудить Пикник Афиши, ростовчан Motorama, певца Трики и мексиканских музыкантоВторой год подряд июнь самый важный месяц в городе; именно в это время здесь проходят Белые ночи, масштабный общегородской фестиваль, вполне возможно, самый значительное проявление пресловутого пермского культурного проекта. Целый месяц в рамках Белых ночей проходят выставки и концерты, показывают спектакли; в Пермь съезжаются разные интересные люди как из России, так и из остального мира (в этом году, например, частью фестиваля были Дни Мексики в Перми, на которых не хватало разве что лучадоров). Местные жители к этому уже привыкли и втянулись; гости из регионов на Белые ночи тоже стягиваются.
Меня в Пермь позвали лишь на малую частицу Белых ночей, форум продюсеров StartArt, под тем предлогом, чтобы послушать два десятка хороших провинциальных музыкальных групп. Суть в следующем: несколько лет назад Марат Гельман при помощи, извините, Единой России задумал проект под названием Культурный альянс с простой идеей наладить культурную связь между городами России; начиналось все как связка между Пермью и Санкт-Петербургом, но теперь в альянс входит двадцать с лишним городов. StartArt это дайджест Культурного альянса: в Перми на три дня собираются музыканты, поэты, художники, театральные труппы из разных городов и показывают, кто что умеет; при этом им читают лекции специалисты от Олега Нестерова до Дмитрия Кузьмина, они же попутно оценивают все происходящее. Как бы шоукейс-фестиваль, но сугубо локальный и скорее для профессионалов, чем журналистов. На уровне идеи очень ясная и правильная история на уровне воплощения, в общем, тоже.

То есть надо сразу признаться, что поэтов я почти не слышал, на выставки толком не ходил, спектакли видел одним глазом потому что сосредоточился, так сказать, на собственном профиле; но даже из того, что я видел, было понятно, что отобрано все было со смыслом. Плюс очень разумная организация: правильный баланс между открытыми и внутренними мероприятиями (грубо говоря, лекцию Александра Боровского про художественную жизнь было скорее интересно слушать людям внутри индустрии, а лекцию Гельмана о том, как разбираться в современом искусстве, мог послушать любой). Плюс хорошо выстроенное расписание. Плюс уместное пространство Фестивальный городок посреди Перми с шатрами, музыкальными сценами, лавками с едой, песчаными скульптурами и всем в таком духе. Только вот конкретно с музыкой была большая беда.
Из-за плохо налаженной связи между слушающими и выступающими (в том смысле, что вторые не очень понимали, кто такие первые) музыкальные лекции выглядели откровенно странно. Всем понятно, что социальное и индустриальное устройство музыки очень сильно меняется; при этом большая часть музыкантов, которые на StartArt приехали, как выяснилось, мыслят старыми категориями мол, нужно попасть на радио, выступить на Нашествии, выпустить пластинку на лейбле, ну в крайнем случае соорудить вирусный ролик. Странным образом о том, как изменилась ситуация, не говорил практически никто. Зато почти все говорили о том, как в русской музыке все плохо от уважаемого Валерия Постернака до людей с лейбла Machete; поразительно: люди по всей стране возят фестиваль Red Rocks, где выступают молодые русские группы, и при этом рассказывают, как с музыкой все ужасно. Адекватнее всех выглядел Олег Нестеров, который, вместо того чтобы читать заявленную лекцию о продвижении музыки в СМИ, два с половиной часа разговаривал примерно об устройстве Вселенной и природе современного творчества.

Пермский музыкант ManBand даже записал для StartArt видео-приглашение

Впрочем, послушав сам ассортимент групп, представленных на StartArt, впору было впасть в уныние. Фолк про беспросветную печаль, перуний камень и дорогу варягов. Уральский рэгги, от которого сводит зубы. Гитарный рок, сыгранный так, будто на дворе 2003-й год, миром правит MTV, а жить невыносимо скучно. Танцевальный металл из Кирова: самая настоящая смесь металла (с гроулингом и пауэр-аккордами) и синтезаторного евродэнса, с каверами на группу Aqua и Moscow Never Sleeps. Группа Мураками из Казани, новые фавориты Нашего радио, играющие в большую рок-группу. И еще дюжина ансамблей в таком духе. Каким-то поразительным образом на хороший во всем остальном StartArt, где предположительно должны выступать какие-то интересные молодые таланты, собрали все самое жуткое, что может предложить русская музыка. Самой интересной была ростовская группа Selekhov, которые на StartArt выглядели, как гости с далекой планеты: два молодых человека, гитарист и барабанщик, вышли на сцену в самом начале первого концертного вечера StartArt и, не расшаркиваясь, заиграли перед сотней пермяков аскетичный дроун. Ударные, звучащие, как консервная банка, гитарный шум, в котором не каждый сможет уловить развитие, бесформенная, тревожная и мощная музыка: сотня зрителей стояла пятьдесят минут перед сценой в полном недоумении. Кончилось тем, что, когда нам с Валерием Постернаком выпало выбирать, кому по итогам StartArt достанется вознаграждение, мы выбрали именно Selekhov. В последний день форума на афтепати, на которую собрались все ключевые деятели пермского культурного проекта вроде Марата Гельмана и Бориса Мильграма, Selekhov отыграли еще десятиминутный сет и высоколобая публика среагировала тем же недоумением, что и проходившие мимо сцены пермяки двумя днями ранее. Было весело.

И дело же не в том, что организаторы StartArt потратили несколько месяцев на поиски малоизвестных и талантливых групп в городах Культурного альянса и остались с пустыми руками. Похоже, они просто не знали, что делать с музыкой и где ее искать. Если человек разбирается в современном русском искусстве, он наверняка что-нибудь знает про театр, а так же дружит с человеком, который может ему рассказать, где живут интересные поэты. Музыка, как это ни странно, существует в каком-то очень отдельном котле и пока не может выплеснуться за его пределы (я уже немного писал об этом в колонке по итогам 2011 года). Люди, вовлеченные в культурный процесс, о ней просто не знают до такой степени, что вменяемым людям и правду может показаться, что лучше группы Естественный загар в Челябинске не найти; уверен, если поставить Марату Гельману, скажем, группу Творожное озеро, он сильно удивится.
При этом даже сами пермяки, кажется, во многом лучше разбираются в музыке, чем организаторы форума. За день до начала StartArt в том же месте проходил Пикник На траве (гм), где выступали Motorama, Sonic Death, Городок чекистов и другие и люди пришли на них. 16 июня в Пермь приехал фестиваль Red Rocks, и его закрывали шведы Miike Snow, и зрители знали слова песен. В первый день пребывания в Перми я зашел вечером в первое попавшееся кафе и там играла песня группы NRKTK, с чем и в Москве столкнуться довольно сложно.

Надо, чтобы Chikiss сыграли на закрытии ММКФ. Чтобы uSSSy озвучили какую-нибудь выставку в музее PERMM. Чтобы какой-нибудь петербургский театр использовал у себя в спектакле музыку Archngl

Bosco Fresh Fest ведь не просто так оказался главным русским музыкальным событием полугодия (а глядишь, и года): это как раз был шаг в эту сторону музыке пора выходить за собственные пределы. На открытую площадку, чтобы ее мог увидеть случайный человек. StartArt применительно к остальным искусствам тоже был про это. Например, все поэты-участники форума ходили в футболках поэт предполагалось, что любой человек мог увидеть на фестивале поэта в майке, подойти к нему и заговорить о поэзии; все спектакли и выставки были устроены так, чтобы на ниг мог и захотел бы попасть любой. То, что музыка тут споткнулась еще на уровне организации, показательно. Не исключено, что русской музыке надо агрессивнее врываться в окружающую реальность и сопряженные сферы искусства и это, наверное, задача не столько для музыкантов, сколько для тех, кто их обслуживает. Может быть, надо, чтобы Chikiss сыграли на закрытии ММКФ. Чтобы uSSSy озвучили какую-нибудь выставку в музее PERMM. Чтобы какой-нибудь петербургский театр использовал у себя в спектакле музыку Archngl.
Закончить придется на печальной ноте: как многие успели за последнюю неделю прочитать, пермский культурный проект, кажется, так или иначе сворачивается. Несколько месяцев назад в край пришел новый губернатор Виктор Басаргин и дал понять, что культурные амбиции предшественника ему не по душе. Белые ночи закончились 24 июня и неизвестно, продолжатся ли в следующем году а если продолжатся, то в каком виде. Культурный альянс и StartArt вроде как не напрямую связанные с пермской истории сущности, но очевидно, что в таком масштабе, как в этом году, они вряд ли произойдут. Тем не менее, если этот форум повторится (а еще лучше превратится в полноценный шоукейс-фестиваль), то с музыкой все непременно станет лучше потому что куда уж хуже. И вот тогда станет по-настоящему интересно.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий