Эмигранты быстро забывают Путина и совсем не знают про «Байкалфинансгруп». О чем зарубежная русская пресса говорит со своими читателями?

Елена Рыковцева: Какие газеты нужны русской эмиграции? Об этом мы говорим с гостями гости форума русскоязычных изданий, которых собрал в Москве Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. С нами — главный редактор газет «Единение» из Австралии Владимир Кузьмин, директор этой же газеты Ольга Кирсанова и директор Русского дома в Ницце Элен Метлов.

Елена Рыковцева: Какие газеты нужны русской эмиграции? Об этом мы говорим с гостями гости форума русскоязычных изданий, которых собрал в Москве Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. С нами — главный редактор газет «Единение» из Австралии Владимир Кузьмин, директор этой же газеты Ольга Кирсанова и директор Русского дома в Ницце Элен Метлов.

Интересно, какие внутрироссийские темы интересуют вашу аудиторию? Вы были неделю в Москве, у вас на глазах развернулось два скандала подряд: первый — с Михаилом Прохоровым, второй, когда фильм «Цитадель» Никиты Михалкова был выдвинут на «Оскар». Владимир, вашу аудиторию эти вещи заинтересуют? Вас самому было любопытно наблюдать за всем этим?

Владимир Кузьмин: Поскольку мы находимся достаточно далеко от России, то вопросы повседневные в меньшей степени, наверное, волнуют наших читателей. Потому что они наверняка плохо знают, кто такой Прохоров, не знают современных артистов. Но эмиграция неоднородна, безусловно. Есть люди, которые следят за текущими событиями, которые проходят здесь. Поэтому им было бы интересно, наверное, услышать более подробную информацию.

Елена Рыковцева: Элен, вашу прессу заинтересовали бы темы, о которых я говорю? Прохоров все-таки вам поближе, вы его там встречаете чаще, я думаю.

Элен Метлов: О скандалах очень хорошо все осведомлены, потому что французская пресса очень любит скандалы. А вот то, как живут люди в России, чем они интересуются, каковы реальные возможности, может быть, по сравнению с тем, что было, какие есть перспективы, — вот это больше интересует нашу публику. И как я услышала на нашей конференции в Москве, всех главных редакторов волнует больше всего — как объединить русскоговорящих, живущих за границей.

Елена Рыковцева: Между прочим, одна из газет, с которыми мы встречаемся, называется «Единение». И один наш слушатель на сайт иронично написал: «Ну и названьице у австралийской газеты! „Единство“, что в переводе на итальянский „l\’Unità“, — газета итальянских коммунистов, основанная в 1924 году. Вы там что, коммунизм решили построить? И против кого дружите, объединившись?». Ольга, против кого вы дружите, объединившись?

Ольга Кирсанова: Вообще-то, название придумали не мы. Газета «Единение» была создана 60 лет назад людьми, которые были настроены яро антикоммунистически. И они очень хотели, чтобы в России закончился, как они говорили, коммунизм, который ее погубил. А название «Единение», я так понимаю, было придумано с тем, чтобы люди объединялись против борьбы с коммунизмом в России. Газета поначалу была антикоммунистической, политической, но там печатались и местные новости, местные объявления, описывалась русская жизнь того времени, достижения.

Елена Рыковцева: А на какой платформе происходит сегодня единение ваших читателей? Владимир, вы согласны, что платформой, площадкой для объединения эмигрантов, которые живут, в частности, в Австралии, должна стать газета?

Владимир Кузьмин: Безусловно. И это главная цель нашей газеты.

Елена Рыковцева: А зачем их объединять теперь, когда с коммунизмом не нужно бороться?

Владимир Кузьмин: Люди за границей живут в совершенно другой среде — в англоязычной. И если никаких действий не производить, то русская жизнь растворится за несколько лет. И для того чтобы не исчез русский язык, чтобы дети не забыли русскую культуру, — для этого нужно объединять людей, чтобы были места для встреч, куда они могли бы приходить, чтобы послушать русскую музыку, посмотреть пьесы русского театра, сходить в русскую церковь. Для того чтобы сохранить русскую эмиграцию, русскую культуру.

Елена Рыковцева: Интересно, что вот то, о чем вы говорите, есть и в заметках Элен Метлов, которые она опубликовала на своем сайте: нужно больше русского языка во Франции. Элен, а вот, туристам, которые к вам приезжают, кажется, что русского языка в Ницце уж столько!.. Куда уж больше-то вам?! А вы его все распространяете и пропагандируете.

Элен Метлов: Туристы приезжают и уезжают. Сейчас это модно. Но когда речь идет о сохранении языка… Многие люди, которые попадают во Францию, во-первых, не знают языка, не знают, куда обратиться, что надо делать, какие документы предъявлять и так далее.

Елена Рыковцева: То есть вы помогаете адаптироваться?

Элен Метлов: Да. Часто организовываем встречи французов и русских, чтобы они лучше узнали друг друга, чтобы они познакомились. Все знают, что, приходя в Русский дом, они тут найдут и тепло, и уют, и чашку чая, и это тоже очень важно для тех, кто приезжает. А сохранение языка и культуры — это для тех, кто остается, в основном для детей, которые приезжают и вначале не хотят говорить по-русски, потому что им надо интегрироваться в школе, и это не так-то просто. Но через несколько лет оказывается, что им очень нужен русский язык.

Елена Рыковцева: Вернемся к русским газетам, которые выходят за рубежом. Как правило, это перепечатки из московской прессы каких-то «желтых» и эффектных материалов, это информация о культурной программе, которая происходит в стране, связанная с гастролями и пр., реклама — и все. Туристу эти газеты ничего не дают для понимания той страны, в которой он оказался. Наверное, эти газеты и не ставят перед собой такую задачу. А возможно, чтобы газета была и для эмиграции, и для туристов? Или никак не получается это объединять?

Владимир Кузьмин: Если говорить об Австралии, то к нам все-таки не так много туристов приезжают. В нашей газете есть специальная колонка «Что, где, когда в русской Австралии». Там рассказывается о ближайших событиях, которые происходят. Наверняка это будет интересно и для живущих в Австралии, и для приехавших туристов. Какие-то концерты, собрания, театральные пьесы. Мы стараемся отследить по всей Австралии те русские события, которые происходят. И в информационной колонке пишем о том, что будет проходить в скором времени. У нас есть материалы, связанные с историей России, — это тема, которая интересует всех наших читателей. Конечно, у нас есть немножко рекламы, но наша газета не является рекламной. И мы стараемся не быть «желтыми», мы не перепечатываем сплетни. У нас есть какие-то статьи, которые мы вынуждены брать из других газет, — новости в России и в мире. Но в нашей газете не так много людей. Как правило, газеты за рубежом делают 3-4 человека.

Елена Рыковцева: Элен, должна ли газета, выходящая на русском языке, информировать свою аудиторию и туристическую о том, что происходит во внутренней жизни этой страны, чтобы упрощать понимание ситуации для своей аудитории эмигрантской и для туристической заодно?

Элен Метлов: Может быть, это было бы прекрасно…

Елена Рыковцева: Но я такого нигде не вижу!

Элен Метлов: На злобу дня — не получается ни для туристов, ни для тех, кто постоянно живет во Франции. А почему? Потому что ни у кого нет финансирования на это. Нужно работать, чтобы газета выходила вовремя, а работают над газетой три человека. Ну, как это сделать?..

Елена Рыковцева: То есть было бы хорошо, но таких возможностей нет.

Элен Метлов: Конечно, радио может легче освещать на русском языке события, которые происходят в стране.

Владимир Кузьмин: В нашей газете, на первой странице есть колонка «Австралия за неделю», где мы коротко описываем главные события австралийской жизни за неделю.

Елена Рыковцева: Задам вопрос, который пришел на сайт: «Конечно, интересует количество и качественный состав эмигрантов на далеком континенте — Австралии. То есть — чем заняты, откуда „бабки“, чье гражданство, размер „путинолюбия“, степень интегрированности в австралийское общество и есть ли православные церкви».

Владимир Кузьмин: В Австралии, по официальным данным, 70 тысяч русскоязычных эмигрантов, по неофициальным — около 200 тысяч. Обычно проходит более пяти лет, когда люди встраиваются в эту жизнь, и дальше у них в основном идет все хорошо. Большинство людей устраиваются хорошо, работают хорошо. Путина они забывают довольно быстро.

Ольга Кирсанова: Другая жизнь, другое правительство…

Владимир Кузьмин: У нас есть православные церкви, где собирается на праздники более тысячи человек в одну церковь.

Елена Рыковцева: Вот она, платформа для объединения.

И еще один отклик из Интернета прочитаю. Пишет слушатель с ником «Против всех»: «Русской эмиграции нужны русские газеты с русским взглядом на русский мир».

Владимир Кузьмин: Когда мы говорим о русской газете, мы считаем, что эта газета русской культуры. Мы не разделяем людей по этническим принципам.

Елена Рыковцева: Элен, что вы скажете по поводу высказывания, что русской эмиграции нужны русские газеты с русским взглядом на русский мир?

Элен Метлов: Наверное, да. Действительно, русские во Франции очень разобщены. Какие распри идут вокруг русского храма в Ницце!.. Даже между собой прихожане не могут прийти к общему мнению. Ну, суд принял решение, все нормально. Но до сих пор все продолжается. И это отражение того, что происходит.

Елена Рыковцева: Но это очень политический вопрос — встать на точку зрения официальной России, если признать решение…

Элен Метлов: Да, я понимаю. Ну, сколько людей, столько и мнений. И при этом французские СМИ это все освещают по-своему. К нам часто обращаются французы: «Правда ли, что русские уберут этот храм и увезут в Москву?».

Елена Рыковцева: Интересно пишет Роза: «За границей о нас не знают ничего. Например, они считают фирму „Байкал-Инвест“, зарегистрированную в полуподвале в Твери, а потом купившую за миллионы долларов ЮКОС, деньги на которую ей почему-то дал Сбербанк, нормальной политической сделкой. Или они живут на Луне, или мы».

Ольга, кто живет на Луне?

Ольга Кирсанова: Я об этом вообще ничего не слышала. И я думаю, что нашим читателям такие проблемы малоинтересны.

Елена Рыковцева: Это старая история, тем не менее, очень громкая.

Ольга Кирсанова: Жизнь простых людей, как живет сейчас село, какие трудности…

Елена Рыковцева: То есть история Ходорковского не очень интересна вашей аудитории.

Ольга Кирсанова: Интересны какие-то новости. Например, что с озером Байкал? Про природу, про города, про события, которые связаны непосредственно с людьми, как сейчас в России живут, трудно ли там, какие проблемы.

Елена Рыковцева: Уважаемые слушатели, познакомлю вас с одной публикацией из газеты «Единение». Это история об австралийской бабушке. И эта история никогда бы не могла случиться в Российской Федерации. 72-летняя пенсионерка начала отбывать тюремное наказание. Это самый старый заключенный в Австралии. Так что же случилось? «Причиной стал обман с ее стороны служб государственного социального обеспечения и обогащение за счет государственных выплат на сумму около четверти миллиона долларов. Руф Бэтмэн, используя два удостоверения личности, одно на фамилию Бэтмэн, другое — на ее девичью фамилию Грин (удостоверения выданы на разные даты рождения и на разные банковские счета), в течение 21 года получила незаконно от государства в лице банка „Centrelink“ в общей сложности 246 тысяч долларов. Конечно, адвокат пытался ее как-то отстаивать — старенькая, вину свою признает, раскаивается, и она тратила не на себя, а чтобы поднять свою большую семью. Тем не менее, тяжелое наказание было ей вынесено — 4 года тюрьмы предстоит отсидеть.

А почему я говорю, что история очень необычная для Российской Федерации? Я все-таки хочу обратить ваше внимание, что незаконно она получила социальных выплат на сумму 12 тысяч долларов в год, то есть — тысячу долларов в месяц. Одну законную тысячу и одну незаконную тысячу. Эти суммы российским пенсионерам просто невозможно представить. Представьте себе, что российский пенсионер взялся обманывать Сбербанк, ну, на сколько он его наобманывает? Я уж стесняюсь сказать при гостях, на какую сумму может пенсионер обмануть. Эта история анекдотическая, конечно, но какие-то любопытные детали для себя я выяснила. Например, сумму социального пособия в Австралии.

Владимир Кузьмин: Порядка 200 долларов в неделю.

Ольга Кирсанова: Но это не так много. У нас другие цены, не такие, как здесь. Поэтому жить на пособие — это небогатая жизнь.

Елена Рыковцева: Да, но несопоставимая, тем не менее. Людмила Михайловна из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. В курсе ли наши зарубежные единоверцы, кто говорит с нами на одном языке, того, что правят сейчас те, кто в свое время создавал такие организации, как «Трест» и так далее? И что методы у них ничуть не изменились, что они готовы по всему миру правдами и неправдами, угрозами, шантажом вербовать людей. И предупреждают ли они своих соотечественников о таких вещах?

Елена Рыковцева: Добавлю сюда же сообщение от Николая Павловича: «Вероятно, соотечественники за рубежом знают, что после развала СССР россияне оказались заложниками несменяемых наследников, которые только и знают, что выкачивают из российских недр природные ресурсы и, обогащаясь, отправляют награбленное за рубеж».

И еще СМС: «Знают ли они о засилье спецслужб в России, под каким „колпаком“ находятся граждане России?».

Владимир, это вопрос об отношении вашей эмиграции к нынешней российской власти.

Владимир Кузьмин: Наверное, оно тоже неоднозначно, но в основном люди знают. Очень многие наши эмигранты — это наследники тех людей, которые вынуждены были уехать из России после Гражданской войны. И изначально у них были отрицательные настроения к коммунистической России. Сейчас некоторые понимают, что есть какая-то разница, что Россия уже движется в правильном направлении, я бы сказал, с какими-то небольшими шатаниями. А часть из них по-прежнему считают, что «члены КГБ возглавляют страну, это продолжается». Мы стараемся описывать справедливо, непредвзято давать ситуацию, мы даем возможность делать заключение самим читателям. Мы рассказываем о том, что происходит, а они должны делать выводы, как страна развивается, хорошо или нет.

Елена Рыковцева: Вопрос от Александра: «Хотелось бы узнать у мадам Элен, как они реагируют на свинство французских властей в отношении русских женщин во Франции, например дело Натальи Захаровой, или другой случай, когда у матери забрали маленькую дочку и отдали французскому папаше-педофилу, а мать посадили».

Элен Метлов: К сожалению, есть случаи, о которых не говорят. Мы очень удачно спасли одну девушку. И наше отношение именно такое, что надо всячески и заранее предупредить всех женщин, которые собираются выходить замуж во Франции, чтобы они не думали, что Франция их ждет, что будущий жених такой хороший. Я не говорю, что все французы нехорошие, не в этом дело. Но если ты собираешься во Францию, сначала учи язык и немножко узнавай о привычках этой страны. Но мы вовремя встретились с девушкой и смогли без скандала ей помочь советами, как удачно уехать вместе с ребенком.

Елена Рыковцева: Ефим из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Может быть, вам известны социологические исследования, какое количество мам, дедушек, бабушек рекомендуют своим сыновьям и внукам сейчас поехать жить в Россию?

Елена Рыковцева: Хороший вопрос!

Владимир Кузьмин: Я разговаривал с одним священником австралийским, он говорил: «Я все время ждал, когда в России падет коммунистический режим, чтобы потом вернуться». А сейчас говорит: «Когда это произошло, я обнаружил, что я чувствую, что в России все по-другому, я мог бы вернуться. Но мои родители похоронены на кладбище в Мельбурне, мои дети ходят здесь в школу, мои внуки ходят в детский сад здесь. Я не смогу уехать обратно, наверное».

Елена Рыковцева: Элен, есть ли желающие вернуться среди ваших знакомых и среди тех, кто посещает Русский дом в Ницце?

Элен Метлов: В Русский дом ходят в основном те, кто недавно приехал. Кто хотел, уже вернулся, но вернулся так, что здесь живет и там живет. Почему нужно обосновываться в одной стране, когда есть возможность и тут пожить, и там пожить?..

Елена Рыковцева: Дмитрий Леонидович советует: «Пусть соотечественники за рубежом посмотрят передачу „Пусть говорят“ и увидят, во что после „перестройки“ превратилось население России, в буквальном смысле потерявшее человеческий облик».

Ольга Кирсанова: Я смотрела несколько программ.

Елена Рыковцева: И как вам облик русского человека?

Ольга Кирсанова:. Я считаю, что режиссер этой программы специально подбирает устрашающие, я бы сказала, сюжеты — про людоеда, про педофила. Еще неизвестно, педофил он или нет, а его уже осуждают как педофила, и я с этим не согласна абсолютно, речь об учителе в московской школе. При этом я посмотрела замечательные выпуски с Розенбаумом, с Муромовым («Яблоки на снегу»), мне было интересно. А устрашающие сюжеты — это как-то страшновато, кажется: вот она, натуральная жизнь. Я считаю, что это чересчур. Я считаю, что так нельзя. Моей маме скоро будет 90 лет, и она тоже смотрит эту программу. Я считаю, что на психику людей это действует ненормально. Может быть, и надо об этом говорить, но чтобы в самое смотрибельное время, по «Первому» каналу… Хороший ведущий — тележурналист Малахов, он мне очень нравится. Но надо как-то смягчить. Смотреть тяжело. Я понимаю, что люди смотрят и привыкают к какому-то ужасу, но так не должно быть.

Елена Рыковцева: Дмитрий Леонидович, не русский народ потерял человеческий облик, а авторы конкретной программы теряют представление о том, что можно и нельзя, и в какое время. Не весь народ-то таков, это же избранные параноики.

София, Москва, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Немножко резануло слух, когда Владимир Кузьмин сказал: Россия идет в правильном направлении, но с небольшими отклонениями. Я живу в Москве всю жизнь, окончила МГУ. Но для человека, причисляющего себя, может быть, в прошлом к русскому интеллигенту, это просто не иметь совести.

Елена Рыковцева: А что случилось-то?

Слушатель: Россия захлебнулась в деградации, к сожалению. Если он считает, что мы правильно идем, но с небольшими отклонениями…

Елена Рыковцева: Давайте все-таки учитывать, что Владимир — гость. Он должен формулировать дипломатично, как минимум. Правильно, Владимир?

Владимир Кузьмин: Я несколько дней в России, и я видел разное. Видимо, старшее и молодое поколение русских сейчас думают немножко по-разному. Мне кажется, старшему поколению труднее приспособиться. Мы вчера гуляли по набережной Москвы-реки, мы видели новое, молодое поколение — это спокойные, нормальные люди. Я не знаю подробностей про заработные платы. Но я видел и ту, и другую Москву, мне кажется.

Елена Рыковцева: Вот на этом мы и завершаем программу «Час прессы» на волнах Радио Свобода. Я очень рада, что вы познакомились с нашими замечательными русскими гостями из-за рубежа.

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий