«Край» Учителя не взял главного «Орла»

«Край» Учителя не взял главного «Орла»
В девятый раз Национальная академия кинематографических искусств и наук вручила «Золотых Орлов», отметив выдающиеся успехи своих же коллег. Впрочем, как показал список победителей, профессиональное признание еще не служит доказательством художественной ценности фильма, и в оценках академии можно найти спорные моменты.

В девятый раз Национальная академия кинематографических искусств и наук вручила «Золотых Орлов», отметив выдающиеся успехи своих же коллег. Впрочем, как показал список победителей, профессиональное признание еще не служит доказательством художественной ценности фильма, и в оценках академии можно найти спорные моменты.

«Край» Учителя не взял главного «Орла»

Традиционно церемония проходит в первом павильоне Мосфильма. Традиционно президент академии Владимир Наумов и хозяин «Орла» Никита Михалков говорят длинные речи, вспоминая себя и других на Мосфильме и в этом павильоне. Но от второй традиции в этот раз отошли.

Владимир Наумов туманно объяснил GZT.RU, что ему говорить не разрешили. Что же касается Никиты Михалкова, то «и ему— не разрешили», многозначительно улыбнувшись, сказал академик.

Михалков не появился на сцене даже в финале церемонии вместе с Клаудио Кардинале. Своих заморских гостей он обычно представляет сам. Подзаводит зал шутками, просит поддержать достойными аплодисментами. И всегда, получив собственного «Орла» «за выдающиеся успехи», иностранная звезда вручает главный приз— за «лучший фильм». Но Кардинаде освободили от этой важной миссии. Ее заменил 84-летний грузинский режиссер Резо Чхеидзе («Отец солдата», «Житие Дон Кихота и Санчо»). Это обескуражило и удивило— то ли академики стали чтить старые кадры, то ли в очередной раз продемонстрировали свои добрые отношения с грузинским кино, несмотря ни на что. Академики проявили великодушие и понимание

За главный приз боролись фильмы «Край», «Овсянки», «Как я провел этим летом», «Кандагар», «Брестская крепость». Фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» в список не включили по просьбе самого режиссера, изложенной в письме. Председатель экспертного совета Кирилл Разлогов зачитал это письмо на пресс-конференции за несколько недель до церемонии.

«Уважаемые коллеги! Позвольте выразить благодарность экспертному совету за выдвижение моего фильма по целому ряду номинаций на премию „Золотой Орел“ за 2010 год. Дай Бог, весной будущего года выйдет вторая часть моей дилогии „Утомленные солнцем-2: Цитадель“. Поэтому я хотел бы обратиться к вам с просьбой: не выдвигать на соискание премии фильм „Утомленные солнцем-2: Предстояние“, так как эта картина— лишь первая часть дилогии и не может оцениваться в качестве целостного художественного произведения. Надеюсь, вы поймете меня, как художника. В свою очередь, если уважаемые академики сочтут возможным, буду рад вынести на строгий суд моих коллег полноценную завершенную работу в будущем году. Прошу прощения, что отвлекаю ваше внимание на свои проблемы, но надеюсь на великодушие и понимание с вашей стороны».

Вопреки прогнозам, Учитель получил только приз за режиссуру. Кроме того, «Край» отметили еще тремя актерскими «Орлами»: Владимиру Машкову, Аньорке Штрехель (Германия) и той же Юлии Пересильд. Кстати, Машков, что случается крайне редко, попал сразу в две номинации: «главная мужская роль» («Край») и «роль второго плана» («Кандагар»). Но во втором случае его «обыграл» Виктор Сухоруков («Овсянки»). Многозначительные оговорки

Главного «Орла» за «Лучший фильм» присудили Алексею Попогребскому за «Как я провел этим летом». Все-таки академики постеснялись не заметить его успеха на Берлинале-2010.

Эта же картина забрала «Орлов» в номинациях «лучшая операторская работа» (Павел Костомаров— его отметили и «Слоном») и «лучший сценарий», отстав от «Края» на одну статуэтку. Со сцены раза три оговаривались, называли фильм «Как я провел прошлым летом». Видно, прошлогодние заслуги фильма занесли его в это «прошлое лето».

Еще более заметно «оговорился» Павел Чухрай, когда вручал «Орла» «лучшему режиссеру» 2010 года Алексею Учителю. Он признался, что ему нравится два других фильма, но он все равно поздравляет. А когда Учитель поблагодарил Константина Эрнста и Первый канал, Чухрай тут же отреагировал, смеясь: «Буду брать пример подхалимажа…». Академики выбрали просто путь

За право стать «Лучшим зарубежным фильмом» в российском прокате боролись две 3D-картины «Алиса в Стране чудес» и «Аватар», а также анимационная лента «Вверх». Удивил сам факт сравнения игровых фильмов с анимацией. Хотя все эти фильмы объединяет то, что это— фэнтези с дорисованными персонажами. Но непонятно, почему были проигнорированы «Белая лента» Ханеке, «Социальная сеть» Финчера, «Серьезный человек» братьев Коэн и многое другое, достойное особого взгляда.

Есть два объяснения. Первое: взяли то, что на слуху. На момент голосования «Аватар» побил все кассовые рекорды и собрал престижные награды. Не менее заметно выступила «Алиса в Стране чудес», да и «Вверх» заработал кассу и признание. Второе: устав от проблем общества, академики выбирают сказки, искусственно вгоняя себя в «детский возраст». И, как результат, «Золотой Орел» в руках «Аватара».

Что же касается самой анимационной номинации, то и здесь академики подтвердили верность фэнтези, зрительскому кино. «Орла» взял полнометражный фильм «Белка и Стрелка. Звездные собаки». Казалось, профессиналы должны оценить акварельную чистоту, изящество, интеллектуальность, и, в конце концов, полезность чеховского цикла, представленного фильмами «Человек в пенсне», «Беззаконие», «Сын прокурора спасает короля», «Белолобый». Третий конкурент— еще одна собачья исповедь— «Непечальная история» Марии Муат.

Само попадание в академический реестр столь несопоставимых работ вызывает вопросы. На анимационных фестивалях работы рассматриваются по хронометражу. Полный метр стоит «отдельной строкой». Непонятно, как можно сравнивать минутные авторские мультфильмы, причем, среди них— дебюты, с трудом целой киностудии, способной привлечь к озвучке Евгения Миронова, Сергея Гармаша, Елену Яковлеву.

С музыкой к фильмам— тоже невнятица. В минувшем году вышло много разных картин, из них много неудачных, но с удачной музыкой. Однако их просто не заметили— зачем говорить о плохом фильме в принципе? Но в этот раз вышло наоборот— фильм неплохой, а композитор не очень. Статуэтку получил Евгений Дога за музыку к фильму «Рябиновый вальс». Дога написал около 70-ти вальсов, так он сам посчитал, но на слуху— только один из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Его музыка уже не дышит свежим воздухом, она топчется в пространстве «старого рояля». Благодаря фильму «Рябиновый вальс» Дога попал в привычное для себя время, в свои ритмы. Но именно музыкальное сопровождение придает этому фильму старомодность, будто снят он вчера. И это его минус.

Коллеги по композиторской номинации— Андрей Карасев («Овсянки») и Юрий Потеенко («Черная молния»), пожалуй, тоже не лучшие, но все— же гибче, чутче чувствуют пульс времени. Академики ценят монтажеров и смотрят сериалы

Большой плюс «Золотого Орла»— номинация за «лучший монтаж». Это единственная премия, где чествуют монтажеров, от которых в большой степени зависит конечный продукт. Лучшей назвали Марию Сергеенкову за «Брестскую крепость». Это уже ее второй «Орел», первый она получила за фильм «Мы из будущего». И прошлому «Орлу», и нынешнему можно противопоставить другие работы, но монтаж— дело тонкое, закрытое, даже интимное— как сказал Федор Бондарчук.

Что касается сериалов, в конкурентную борьбу вступили «Вербное воскресенье», «Котовский», «Пелагея и белый бульдог», «Вольф Мессинг», «Исаев», «Я вернусь». Здесь четко рассматривается «метражность»: до 10 серий— это одна история, более— другая. В первой победил сериал «Вербное воскресенье», во второй— «Исаев».

К сожалению, в актерских сериальных номинациях есть очевидный дисбаланс. На всех гипнотически действует Владислав Галкин в «Котовском», это его последняя роль и, благодаря академикам, первый и последний «Золотой Орел».

Исполнитель роли Вольфа Мессинга Евгений Князев даже не расстроился. Он сказал GZT.ru, что иначе и быть не могло. Но, по его мнению, это как-то не по-людски, устраивать соревнование живых с мертвыми, надо как-то отдельно награждать ушедших.

В целом церемония прошла без ложного пафоса. На прощание на сцену поднялись все новоявленные обладатели статуэток. Никаких лишних слов, политических намеков, канцелярских оборотов, мнимой литературности. Главное лицо, Никита Сергеевич Михалков, сыграл роль зрителя. А, может, и не сыграл, а срежиссировал.

Источник: gzt.ru

Добавить комментарий