На 75м году жизни скончался великий режиссер Алексей Герман. За полвека он снял восемь фильмов — и ни одного проходного, каждый — шедевр: от партизанской драмы «Проверка на дорогах» и пронзительной мелодрамы «Двадцать дней без войны» до лирической энциклопедии советской жизни «Мой друг Иван Лапшин».
На 75м году жизни скончался великий режиссер Алексей Герман. За полвека он снял восемь фильмов — и ни одного проходного, каждый — шедевр: от партизанской драмы «Проверка на дорогах» и пронзительной мелодрамы «Двадцать дней без войны» до лирической энциклопедии советской жизни «Мой друг Иван Лапшин».
Каждая следующая картина Германа выходила лучше предыдущей, но требовала все больше сил и времени. Максималист до мозга костей, он хорошо знал, что глубина темы проявляется в мельчайших деталях — мимике, невзначай сказанных словах, обрывках радиосообщений. Свой последний фильм «История арканарской резни» по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» Алексей Юрьевич снимал 13 лет, а его замысел, как однажды сказал режиссер, созрел и вовсе 60 лет назад. Но первый показ этой выстраданной картины пройдет уже без мастера.
Алексей Учитель, режиссер:
— С Германом мы познакомились на съемках моей первой художественной картины «Мания Жизели». Мне нужен был актер на роль врачапсихиатра, и я все время думал об Алексее Германе, его личные качества очень бы подошли. Но все боялся его пригласить, буквально дрожал. Какой неожиданностью было его согласие! Потом я уже начал бояться другого: такая звезда — и на съемочной площадке моего дебюта… Но Алексей Юрьевич оказался очень добрым и открытым — при потрясающих актерских способностях. Как удивительно он изобразил хромоту персонажа!
Во второй раз мы встретились на озвучивании картины, и я увидел совершенно другого человека: он нервничал, твердил, что у него ничего не получится и нам нужно найти актера для озвучки. Такая реакция говорит о том, насколько чутко он относился к происходящему на экране. Любой фильм, свой или чужой, он воспринимал как живое существо.
Свои картины он снимал так долго не из прихоти: ему нужно было это время, чтобы пережить, передумать, перенести сложный литературный материал на экран. Знаю, что существует образ Алексея Германа — сурового, непререкаемого режиссера, странно ведущего себя на съемочной площадке. Людям, которые это говорят, стоило бы узнать его в общении. Как он умел дружить! Как рассказывал анекдоты… Это, конечно, тоже нужно было снимать, но, увы, уже поздно.
Юрий Шевчук, музыкант:
— Страна потеряла гениального художника. Он снимал черно-белое кино — но не потому, что был плакатным. Наоборот — потому что так сложнее, а Герман не выбирал легких путей. Зато в его фильмах столько воздуха, многогранности и полутонов, что они дадут фору любому пестро разукрашенному кино. Герман графичен, и в этой графике предельно ясно прорисовано время. Это потрясает, как рисунки Брейгеля.
Последний раз видел его на кинофестивале «Послание к человеку» осенью прошлого года. Алексей Юрьевич и его жена пришли на премьеру документального фильма, посвященного съемкам фильма «Хроники арканарской резни». Меня попросили спеть песню о Питере. Большая честь для меня, и было очень приятно видеть его аплодирующим.
Алексей Герман-младший, режиссер, сын Алексея Германа:
— Могли ли повлиять на отца все время сгущающиеся тучи над «Ленфильмом»? Да, конечно. Он до последнего участвовал в борьбе за сохранение студии. И уход из жизни Бориса Натановича Стругацкого — все к одному… Крайне важно, что картина «Трудно быть богом» практически закончена. Осталось финальное соединение звука — речь о нескольких месяцах.
Источник: trud.ru