Новый год как повод награды за труд

Новый год как повод награды за труд
Без фонограммы, страховок и иллюзий: артисты уникального вокально-хореографического ансамбля «Русь» им. Михаила Фирсова создали для детей настоящий праздник в соответствии с почти забытыми традициями.

Детская сказка «Морозко» была выбрана вразрез моде на спектакли с мультяшными персонажами, которыми сейчас переполнена Москва.

Без фонограммы, страховок и иллюзий: артисты уникального вокально-хореографического ансамбля «Русь» им. Михаила Фирсова создали для детей настоящий праздник в соответствии с почти забытыми традициями.

Детская сказка «Морозко» была выбрана вразрез моде на спектакли с мультяшными персонажами, которыми сейчас переполнена Москва.

Новый год как повод награды за труд

— Хорошая русская сказка в тысячу раз лучше любых новомодных выдумок, — заявляет режиссёр-постановщик спектакля Владимир Миодушевский. — Мы изголодались по качественной драматургии! Детей перекормили суррогатами, созданными по мотивам американских мультиков, и наша задача — дать возможность детям прикоснуться к волшебству, берущему истоки из Руси.

«Морозко» мы объединили со сказкой Одоевского «Мороз Иванович». При этом повествование ведётся с помощью танцев и песен, в том числе — хитов мировой музыки, на которые были написаны специально для этого спектакля новые слова.

— Как возникла идея такого необычного сочетания музыкальных жанров?

— Я бы вам сейчас мог рассказать про глобализацию, про то, что люди становятся гражданами мира, про смесь культур… Но я этого говорить не буду. Мы брали музыку, которая нам нравится. А когда актёр играет любимое, проявляет самые яркие свойства своего таланта. — «Фольклорный мюзикл», — можно ли именно так назвать жанр спектакля?.. — Я бы обошёлся без определений. Жанр спектакля — шутка, скоморошья потеха. Главные рассказчики — скоморохи. Но совсем не простые: играют на народных инструментах и «Шутку» Баха, и джазовые композиции, и песни Битлз, Демиса Руссоса… И, конечно же, народные песни «Любо, братцы, любо», «Когда б имел златые горы» и многое, многое другое. Эти песни уже были в репертуаре театра, но в новой постановке заиграли совершенно по-другому.

Источник фото: Ансамль «Русь»

— Как сложно делать спектакли для детей?

— Вообще эта постановка была риском: никто не мог до конца быть уверен, как отреагирует юный зритель. Но приём превзошёл все наши ожидания. Любого возраста, даже начиная с двух лет, ребятишки внимательно смотрят «от и до», не отрываясь, следят. Попробуйте заставить ребёнка сидеть 50 минут к ряду (а именно столько идёт спектакль). А у нас это возможно.

С коллективом в формате репетиций я сотрудничал впервые, и он поразил меня своей работоспособностью. Мы, кстати, вышли на рекорд: постановка была завершена лишь за 11 дней.

В спектакле есть сцена уборки дворца Деда Мороза, и я решил сделать танец со швабрами. Только озвучил эту идею и приступил к репетиции другой сцены, как балетмейстер Александр Ледовской параллельно тут же придумал танец и отрепетировал! Я такого не видел нигде. А, кроме того, они разучивали еще две программы и в перерывах между репетициями успели съездить в гастрольный тур в Германию…

Я очень благодарен Николаю Литвинову, художественному руководителю ансамбля «Русь», что он стал автором идеи нашего сотрудничества и сделал мне такой грандиозный подарок в виде опыта работы с ним и его потрясающим коллективом!

— Уникальную работу не только актёров и музыкантов, но и звукорежиссёра, художника по свету уже оценили критики, присутствовавшие на первых спектаклях: постановка признана работой международного уровня. Как удалось достичь такой планки при минимальных затратах?

Источник фото: Ансамль «Русь»

— Действительно, мы использовали минимум декораций, но они очень выразительные. Их придумала замечательный художник Татьяна Гребнева. И декорации, и костюмы сделаны вручную. Этим сейчас очень хвалится Большой театр, можем похвалиться и мы. (Смеётся). — Вы упомянули, что важно обращение к истокам на примере сказки «Морозко» именно через театр. Но чем, к примеру, театр лучше просмотра того же фильма «Морозко»?

— Здесь вы подошли к самой главной проблеме: люди действительно перестали ходить в театры, предпочитая им телевизор. Еще недавно была статистика по стране, что каждый третий россиянин не был в театре. Убеждён, что сейчас цифра стала еще страшнее, и каждый второй никогда не был на спектаклях. Дело в том, что энергетика театра — это особая вещь, которую никак не ощутить, кроме как придя в зал. Каждый спектакль показывается единственный раз. В другое время или в другой день и актёр, и зритель — уже другие. Каждый спектакль — это эксклюзивный просмотр, уникальный показ. Да что говорить: сейчас к натуральным продуктам идут, а не к суррогатам. А тут продукт эстетический, духовный!

— «Сказка — ложь, да в ней намёк», — говорится в финале. На что намекаете вы как режиссёр-постановщик?

— Историю с потерянным ведром, как и всё в сказках, конечно, нельзя трактовать буквально. Искать ведро в колодце — это аллегория труда, на который сложно решиться. Это важно рассказывать детям. Ведь они зачастую не знают, как тяжело родителям даётся их хлеб. «В награду за тяжёлый труд ждёт вознаграждение», — приведите мне в пример хотя бы один современный мультфильм, в котором доносится эта мысль?.. Сложно сразу сказать?.. Мало этих мыслей доводится до зрителя — как раз тогда, когда он еще может усвоить, причём на всю жизнь.

Новый год — это самый запоминающийся из всех праздников. На протяжении многих лет я делал постановки в своём театре кукол со своим замечательным коллективом, этот год решили сделать экспериментом для новых режиссёров-постановщиков. Но своему призванию я остался верен: сделать спектакль, которые многие из детей запомнят на всю жизнь.

Источник фото: Ансамль «Русь»

Справка:

Музыкальный спектакль «Морозко» Государственного вокально-хореографического ансамбля «Русь» имени Михаила Фирсова (художественный руководитель, заслуженный артист России Николай Литвинов, директор ансамбля, заслуженный артист России Эдуард Ахметов):

Автор сценария и режиссёр-постановщик, заслуженный артист России, Лауреат премии имени Евгения Евстигнеева Владимир Миодушевский.

Действующие лица:

Морозко — артист хора Владимир Савушкин

Метелица — заслуженная артистка России Светлана Савина

Мачеха — заслуженная артистка России Любовь Корепина

Отец Любы — артист балета Владимир Кузьминов

Люба — артистка балета Ольга Терская

Дуня — артистка хора Анастасия Бычкова

Атаман и скоморох — артист хора Антон Родин

Скоморохи, артисты балета:

Александр Бабенко, Максим Антуфьев, Григорий Веселков, Сергей Любанский

Хореография — балетмейстер ансамбля Александр Ледовской

Художник по и костюмам и оформления сцены — Татьяна Гребнева Костюмы пошиты — Анна Багрова, Надежда Акишина и Татьяна Литвинова

Художник по свету — Владимир Ряховский

Звукорежиссёр — Антон Варламов

Музыкальная группа ансамбля «Русь».

Источник: trud.ru

Добавить комментарий