Кавказский пленник: от Пушкина до наших дней

Кавказский пленник: от Пушкина до наших дней
Россия и Кавказ в произведениях русского искусства — от литературы до кино. Этому посвящена выставка «Кавказский пленник», проходящая в московском мемориальном музее Пушкина.

— Страсти по Пушкину в Малом театре

Россия и Кавказ в произведениях русского искусства — от литературы до кино. Этому посвящена выставка «Кавказский пленник», проходящая в московском мемориальном музее Пушкина.

— Страсти по Пушкину в Малом театре

Кавказский пленник: от Пушкина до наших дней

На выставке представлены подлинные документы, мемориальные вещи писателей-классиков, кавказские пейзажи. Среди экспонатов — любимая картина Пушкина «Вид Дарьяльского ущелья», которая висела в кабинете великого русского поэта. «Кавказский пленник» — название пушкинского шедевра, словно эстафета, переходило из века в век, из сочинения в сочинение русских писателей. Дошло это название и до нашего времени, возникнув на киноэкране в фильме 1996 года. Точно так же Кавказская война, тянувшаяся почти половину XIX столетия, откликнулась эхом в конце ХХ века.

Вслед за Пушкиным, в чьей поэме русского офицера — «кавказского пленника» спасает влюбленная в него девушка из горского племени черкесов, к этой теме обратился 14-летний Михаил Лермонтов. «Кавказский пленник» юного поэта был, конечно, подражанием классику. Но так началось всеобщее увлечение Кавказом как экзотической литературной темой. Лермонтов продолжил ее в своих романтических поэмах «Мцыри» и «Демон». А нравы и обычаи горцев стали материалом для его романа «Герой нашего времени». Размышляя об этом, писатель Владислав Отрошенко в интервью «Голосу России» говорит:

«Это очень глубокая традиция: осмысление темы столкновения империи с малыми окрестными народами. Синтез русской духовности с духовностью кавказских народов — это тоже Лермонтов. И при этом синтезе оттеняются какие-то характерные черты русского народа и кавказских народов».

Тему Кавказа подхватил далее Лев Толстой, который, однако, заменил романтические образы более реальными. В основе его рассказа «Кавказский пленник», например, случай, произошедший с самим писателем: переезжая из крепости в крепость, он чуть было не попал в плен к горцам. Ну а фильм режиссера Сергея Бодрова-старшего — это история о недавних событиях на Кавказе, отмечает в интервью «Голосу России» сотрудник музея Пушкина Вероника Кирсанова.

«Фильм демонстрируется на выставке. Зрители стоят перед экраном, и у многих на глазах слезы. В жестокий контекст войны включается тема любви и взаимопонимания. Может быть, именно это настроение выносят с выставки посетители: не трагедия войны, а красота человеческих отношений, возможность жить в одной стране красиво и с любовью».

Ради этого, а не только с историко-просветительскими целями, и создавалась выставка «Кавказский пленник». Экспозиция будет доступна для посещения до 11 февраля 2013 года.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий